Описание опыта реализации программы воспитания и социализации учащихся
Особенностью моей программы
воспитания является ориентация на семейное воспитание. Выстраиваю
процесс воспитания по типу семейного, учитывая его основные
характеристики, а также осуществляю работу по созданию единого
детско-родительского коллектива.
Л.H. Толстой в своих
дневниковых записях отмечал, что воспитание представляется сложным и трудным
только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Начинать воспитание, безусловно, нужно с себя.
Я думаю, что активный, инициативный, творческий учитель – это пример для
ученика. Невозможно организовать деятельность учащихся, оставаясь в бездействии самому. На убеждения детей можно повлиять только
убежденностью, принципиальностью. Диалог воспитателя с детьми по вопросам
культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания,
аргументации — делает авторитет воспитателя естественным и прочным.
Поддерживать авторитет учителя
помогают и родители, если учитель способен в свою очередь поддерживать
авторитет родителей. С этой целью постоянно вовлекаю родителей в дела класса и
школы. Работа с родителями не
ограничивается родительскими собраниями и спонсорской помощью. Прежде всего, родители – единомышленники
классного руководителя. А это значит,
что они помогают формировать коллектив класса, участвуют в разрешении проблем и
радуются успехам класса.
Большое значение в воспитании
нравственного сознания учащихся приобретают создаваемые в классном и школьном
коллективах различные традиции:
совместного активного участия во всех трудовых делах, общения,
взаимоответственности, выручки и т.п. Эти традиции создают у ребят хороший
настрой, дружеские отношения, делают понятными и привычными установленные
требования и тем самым благоприятно влияют на формирующееся сознание. В нашем классе традицией стали ежегодные
сентябрьские выезды на озеро Байкал и июньские – на озеро Щучье. Думаю, что без
коллективных выездов нельзя сформировать сплоченный ученический коллектив. В
июне выезжаем вместе с родителями, устраиваем соревнования, но не между
семьями, а между командами, состав которых все время меняется. После таких
мероприятий и между родителями устанавливаются дружеские отношения. Кроме того, такие поездки способствуют
оздоровлению детей, привитию норм здорового образа жизни, развитию бережного
отношения к природе, гордости за свой край.
Другая классная традиция также
способствует развитию детско-родительских отношений. Это ежегодный творческий
отчет-собрание. К этому мероприятию мы готовимся почти целый год. Обычно оно
проходит в конце третьей четверти. В 5 классе
– спектакль по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи – длинный чулок». В 6
классе поставили спектакль по мотивам пьесы М.Метерлинка «Синяя птица», в 7
классе – театрализованное представление «Школьная перемена», в 8 классе - спектакль по мотивам пьесы Е. Шварца «Тень»,
в 9 классе – инсценирование эпизодов трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», в
10 – спектакль по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в 11
классе – литературно-музыкальный вечер, посвященный «серебряному веку» русской поэзии. Родители начинают с большим уважением
относиться к детям, ответственнее к своим обязанностям, не говоря о возрастании
мотивации к сотрудничеству с классным
руководителем, посещению родительских собраний.
Существенное значение имеет
организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по
самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и
наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной
мебели воспитывают у учащихся стремление
внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности
и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей
действительности. Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека-
это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина,
но и воспитание его жизненного уровня его благосостояния.
Действенным стимулирующим,
фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в
семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором
дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют
соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С. Макаренко насчитывал
более 20 видов труда детей в семье. Лучшим средством стимулирования детей к
труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать
трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Все это в
полной мере может относиться и к классному руководителю. Я считаю, что именно
коллективный физический труд сегодня – эффективное средство воспитания. Неумение некоторых родителей и учителей расширять сферу применения сил детей в
практических делах, особенно это относится к подросткам и старшим школьникам,
приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя
иждивенческие настроения.
Традицией класса является ежегодный ремонт
кабинета собственными силами, уборка территории школы, ежедневное дежурство в классе. Может быть, на
первый взгляд покажется, что это немного, но в настоящее время, когда родители
готовы заплатить за все, нужно найти аргументы в пользу общественно-полезного
труда. По окончании 10 класса дети участвовали в ремонте школы. За это время
многие получили трудовые навыки, которые, на мой взгляд, не просто когда-нибудь
пригодятся (в современном мире, возможно, и нет), но дают чувство уверенности,
поскольку расширяют сферу умений учащихся.
Кроме труда столь же
эффективным средством воспитания и социализации является спорт. Из древней
Эллады до нас дошли прекрасные слова, высеченные на камне: «Если хочешь быть
сильным - бегай, хочешь быть красивым -
бегай, хочешь быть умным – бегай».
Становясь красивым, сильным, умным, человек начинает пребывать в хорошем
настроении, а быть позитивно настроенным в наше время – одно из важнейших
условий успешности. Не стоит говорить и
о том, что только спорт – прямой и быстрый способ выработать выносливость,
терпение, выдержку, умение преодолевать трудности, целеустремленность, -
другими словами, наиважнейшие качества успешной социализации. Опыт работы по привитию любви к спорту
показывает необходимость сотрудничества с разными спортивными организациями,
тренерами, учителями физической культуры.
Совершенно точно нельзя
добиться значительных успехов без помощи родителей. К счастью, многие
родители - спортивные люди. Мама
Подкорытовой Юли работала долгое время дворовым инструктором. Благодаря ей наш
класс участвовал в самых разных спортивных мероприятиях. Могу сказать, что для учеников она второй
классный руководитель.
Еще одним важным стимулом для
занятий спортом является организация группы поддержки на соревнованиях. Приходя
«болеть» за своих одноклассников, учащиеся сами начинают заниматься спортом. В
нашем классе существует неписаный закон:
все должны быть болельщиками на ответственных соревнованиях.
Может быть, покажется странным, что к
учебно-познавательной, творческой деятельности
я обращаюсь в последнюю очередь, но именно в таком порядке организуется
деятельность детей в семье. Прежде всего, трудовые обязанности, занятия
спортом, а после – учеба, кружки. Тогда
учебной и творческой деятельностью учащийся занимается с удовольствием.
С этой целью мною ведется
элективный курс «Методология научного творчества» и под моим руководством действует клуб
«Апельсин», который занимается выпуском школьной газеты.
В этом учебном году наша школа
праздновала свое 20-летие. Учащиеся моего класса отнеслись к этому мероприятию как дети в
семье относятся к юбилейным датам своих родителей. Они были помощниками во
всем: помогали разрабатывать дизайн баннера, участвовали в организации и
проведении концерта, обеспечили
техническое обслуживание концерта. Кроме того, выступили в качестве журналистов. Они должны были
осветить все события в рамках празднования Дня рождения школы: снимали открытые
уроки, брали интервью у гостей школы, родителей, учителей, учеников. О том, как
прошел школьный День рождения, можно узнать из статьи Сверкуновой Насти,
которая напечатана в городском издании «Школьная газета».
И пусть наша школа еще совсем молодая, но и у
нее уже есть своя история. Изучать историю своей семьи очень важно, потому что
семья сильна связью поколений. А история семьи связана с историей родного края,
страны. Краеведение, изучение традиций, обычаев народов, населяющих наш край,
позволяет подрастающему человеку правильно идентифицировать себя в обществе. В
этом учебном году наш класс принял участие в Фестивале гуннской культуры, на
котором мы показали зажигательный и лиричный
народный танец ехор, а также представили блюда буряткой кухни.
На олимпиаде по
Байкаловедению, прошедшей в дни весенних каникул, Нефедьева Ксюша заняла I
место в номинации «Лучший видеоролик».
Наша школа сотрудничает с
городской библиотекой им. И.Калашникова. Школьной традицией стали встречи с писателями,
поэтами. И в этом году к нам приезжали гости: вдова И. Калашникова - Калашникова Екатерина Викторовна, сестра Н.
Нимбуева - Нимбуева-Базарова Любовь Ширабовна, молодой поэт Фахуртдинова Евгения Рамильевна. По итогам этой встречи редакция школьной
газеты «Апельсин» (учащиеся класса) в
рамках городского конкурса «Я – юный
репортер» сняла видеорепортаж «Диалоги о сокровенном» (о проблемах бурятской
литературы), который вышел в блоке новостей на телеканале «Россия-24». В рамках конкурса учащиеся сотрудничали с
разными печатными СМИ, Интернет-СМИ, телевидением, радио. В этом учебном году,
сотрудничая с БГТРК, мы заняли I место. Участие в подобных конкурсах действительно дает
возможность учащимся увидеть себя в роли журналиста, оценить трудности работы,
понять, насколько готовы они к такого рода деятельности.
Структуру и содержание моей
работы можно представить в виде дома.
Главным в доме является ребенок, который должен быть готов к жизни вне
этого дома: научиться жить в мире с самим
собой и другими. В доме для этого должны быть созданы все условия: с одной
стороны – защищенность (принадлежность к единому целому, общность интересов
внутри дома), с другой – открытость (готовность к общению с другими, толерантность).
|