Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы).
Формирующее оценивание пришло в образовательную практику, когда стали применяться преимущественно тестовые методики для оценивания образовательных достижений. В связи с этим актуальной становится проблема живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом. Ученик в этой ситуации становится активным участником образовательного процесса, и это означает в том числе его способность оценивать собственную деятельность и результаты обучения: знает, что делает, для чего и к чему должен прийти. Критерии оценивания объявляются всегда в самом начале изучения материала (урока, серии уроков, раздела, темы, контрольной работы и.т.д.), обсуждаются вместе с детьми и не вызывают у них вопросов. Только при таком подходе к организации оценивания возможно выработать объективную оценку, что, с одной стороны, способствует повышению мотивации учащихся в достижении результатов, с другой стороны, избавляет и учителя от субъективной и немотивированной оценки. Выстроенные таким образом доверительные отношения между учителем и учащимися и внутри ученического коллектива позволяют осуществлять постоянную обратную связь, когда на любом этапе урока ученик может обратиться к учителю за разъяснениями.
Не отрицая всех методов формирующего оценивания, прихожу к позиции осторожного их применения на практике. Рабочие листы самооценки – пустая формальность, если ученик не был увлечен процессом обучения. Взаимооценка может привести к еще более плачевным результатам, если не учитываются взаимоотношения учеников, их эмоциональное состояние на данный момент (а психическое состояние детей очень подвижное). Бездумное применение разнообразных инструментов оценивания может привести к обратным результатам. Существуют ли универсальные оценочные инструменты? На мой взгляд, никогда не отменяются словесное поощрение или замечание как учителя, так и учеников, игровые методы обучения соревновательного характера, анкеты, одноминутные эссе, речевые образцы и т.д. Следует сказать о том, что на каждом конкретном уроке может быть применима любая форма оценивания в зависимости от поставленных целей и с учетом психолого-педагогических характеристик конкретного класса. Если это рабочий лист оценивания результатов деятельности на уроке, то этот лист может быть применим только на конкретном уроке в конкретном классе. На мой взгляд, в этом и заключается суть формирующего оценивания как компонента личностно-ориентированного обучения.
В своей практике наиболее успешным считаю метод, который условно называю методом «вопросов и ответов», суть которого заключается в том, что на заключительном этапе уроке в качестве рефлексии ученики формулируют контрольные вопросы друг другу. Это могут быть как индивидуальные «вопросы-ответы», так и групповые. Такой вид деятельности развивает способность критически мыслить, выделять главное, уметь высказать свою точку зрения. Использую и метод «Три правды одна ложь», когда предлагается составить четыре утверждения по теме урока, одно из которых будет ложным. Ученики обмениваются работами и находят верное утверждение.
Ресурсы Интернета позволяют создать банк реальных работ учащихся разных возрастов (особенно сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ, итоговых сочинений). Оценивание таких работ учащимися, сравнительный анализ полученных результатов – альтернатива взаимооценке и эффективное средство коррекции собственных результатов.
Часто использую концептуальные карты или графические работы. Они могут быть самыми разнообразными и чаще всего на уроках обобщающего характера: «Планета орфограмм», «Семья осликов» (чередование е/и в корнях слов), «Город «Части речи»» и т.п. Предлагаю придумать яркие запоминающиеся правила на изученные орфограммы и пунктограммы, а затем оценить их по предварительно разработанным критериям. Провести так называемый «тендер» на самое эффектное оформление правил русского языка.
Оценивание важно на всех этапах обучения, но обязательно и подведение итогов за определенный промежуток (традиционные четверть, год). Метод портфолио – традиционно лучший способ оценивания достижений учащихся. Любая другая накопительная система оценивания, на мой взгляд, - это лишь варианты метода портфолио.
Формирующее оценивание прежде всего дает возможность своевременной корректировки учителем организации учебного процесса с учетом результатов оценивания, организации учебного процесса на основе индивидуального подхода, развитие способности самоорганизации учащихся.
|