Эссе
«Мои педагогические находки».
На канале «Культура» есть программа
«Линия жизни», в которой известные люди встречаются со своими поклонниками,
отвечают на их вопросы, так что в итоге вырисовывается линия их жизни. Как
правило, все вспоминают начало своего пути, тот момент, с которого все и
началось. Когда я думаю о своем пути, то вспоминаю школьные годы, свое
увлечение чтением, которое, безусловно, определило мой выбор профессии: стать
учителем русского языка и литературы. Линия жизни человека, по-моему, чертится
по точкам, каждая из которых – встреча. Встреча с хорошими учителями, на
которых мне везло. Встреча с героями книг, которые и стали образцами для
подражания.
Огромное впечатление на меня произвел Вендель
Кречмар, герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», - преподаватель музыки.
Когда он читает лекции о музыке, то
увлекается и говорит о вещах, которые
находятся за пределами кругозора слушателей, к тому же его речь затруднена: он
заикается. Тем не менее один из его слушателей говорит о том, что «воображение
наше смутно волновалось, и мы слушали его словно дети сказку, пусть непонятную,
но таинственно обогащающую их трепетные души неясными мечтами и чаяниями.
«Фуга», «контрапункт», «Героическая», «сумбур из-за чересчур подчеркнутых
модуляций», «строгий стиль» — для нас все это, говоря по правде, было еще
сказочной непонятицей, но мы так охотно ее слушали, так широко раскрывали
глаза, совсем как дети, внимающие непонятному, неподобающему с куда большим
удовольствием, нежели им знакомому, соответствующему и подходящему». И я вслед
за героем романа великого немецкого писателя
готова утверждать, что «только это самый активный, самый горделивый и,
пожалуй, наиболее действенный способ познания — предвосхищение знания, рвущееся
вперед через зияющие пустоты незнания. Юношество, бесспорно, предпочитает такой
способ усвоения; пустоты же с течением времени сами собой заполняются…».
Дети часто очаровываются незнакомыми,
«взрослыми» словами. Не следует никогда бояться того, что тебя не поймут, что с
детьми надо разговаривать на их уровне. Своей методической находкой считаю
выработанный мною стиль общения с
учащимися как с равными, то есть я общаюсь с ними так же, как и со своими
друзьями. И дети не боятся спрашивать у
меня значения непонятных для них слов. Так усваивается лексика. Не по словарям
и не специальными упражнениями, а в процессе общения. «Живое» общение - это и
понимание, и восприятие, и слушание,
и говорение, то есть мыслительный
процесс. А когда ребенок начинает
думать, тогда только он вступает в диалог с миром.
И дело даже не столько в том, о чем говорится, сколько в
том, как это преподносить. И вот тут-то
важна личность учителя. Многие поговаривают о том, что скоро техника дойдет до
того, что учитель вообще не станет нужен, его заменят какие-нибудь умные
компьютерные программы, а обучение, вполне возможно, станет дистанционным, но
нельзя забывать и о том, что учение – это не просто накопление знаний, а
интересное, захватывающее общение. А учитель – это тот самый интересный
человек, с которым такое общение возможно.
Создать ситуацию общения совсем непросто:
нужно найти самому интересное в той теме, которую
даешь на уроке. Чтобы удивлять, надо удивляться. Поиск удивительного в том, что
ты преподаешь уже, может быть, в сотый раз, - увлекательное занятие и хороший
стимул учиться самому, что . Если следовать этому принципу, работа учителя
никогда не превратится в рутину.
Речевое
действие, не подключенное к действительности общения, замыкается на самом себе,
утрачивает реальный жизненный смысл, становится искусственным. Основная
трудность речевой культуры в том и состоит, что ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. Есть только один способ освободиться от этого
недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации. Наряду с
традиционным для школы имитационным методом усвоения родной речи с такими его
ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое внимание
я уделяю методу моделирования речевого
высказывания. Он реализуется в
различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и
речевого оформления наших высказываний от речевой ситуации. Так, например,
вместо такого традиционного упражнения, как составление текста на тему «В
турпоходе» с использованием данных
словосочетаний, предлагаю представить,
как мы ходили в турпоход в конкретное место: в лес, который расположен за
городом; на Байкал, когда мы всем классом выезжали и т.д. После виртуального похода предлагаю поделиться
впечатлениями с друзьями, составить рассказ, который можно поместить на своей
стене в социальных сетях Интернета.
Помогают ситуативные упражнения и на
уроках литературы. Ситуация, когда учащийся рассказывает о писателе
какому-нибудь иностранцу, который мало знаком с русской культурой, настраивает
на поиск интересной, живой информации, что гораздо эффективнее
традиционного задания - приготовить
сообщение о писателе. Другими словами, в
задании к ситуативному упражнению содержится перечень основных условий,
от которых зависит характер высказывания. Наиболее значимые из них – цель
общения и адресат речи. Таким образом, создание естественных речевых ситуаций
(заметки в детскую или юношескую газету, создание сказок, рассказов, рукописных
журналов и сборников и т.д.), являются эффективным средством формирования
ключевых компетенций: языковой, коммуникативной, культурологической,
лингвистической.
Создать ситуацию общения помогает
организация проектной деятельности учащихся, поскольку самый важный этап проектов
– это их публичная презентация, то есть конкретный продукт деятельности,
который позволяет почувствовать удовлетворение от проделанной работы. Кроме
того, проектная деятельность – чаще всего групповая. Каждый участник проекта
решает свою задачу на достижение общей
цели, что естественным образом создает коммуникативную ситуацию.
Возвращаясь к теме «Линия жизни», хочу
сказать, что для учителя самые главные точки-встречи – это дети. Траектория
линии судьбы учителя проходит через эти «точки», и это означает, что встреча с каждым ребенком определяет мою собственную судьбу.
Осознание важности этих встреч помогает преодолевать трудности, делать эти
встречи как можно более содержательными, интересными, запоминающимися. По большому счету, учитель – самый счастливый
человек, который имеет возможность в каждой встрече заново открывать мир, в
тысячный раз удивляться ему и испытывать радость жизни.
|