Суббота, 21.09.2024, 10:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Статьи

    Эссе «Мои педагогические находки».

       Эссе «Мои педагогические находки».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

    На канале «Культура» есть программа «Линия жизни», в которой известные люди встречаются со своими поклонниками, отвечают на их вопросы, так что в итоге вырисовывается линия их жизни. Как правило, все вспоминают начало своего пути, тот момент, с которого все и началось. Когда я думаю о своем пути, то вспоминаю школьные годы, свое увлечение чтением, которое, безусловно, определило мой выбор профессии: стать учителем русского языка и литературы. Линия жизни человека, по-моему, чертится по точкам, каждая из которых – встреча. Встреча с хорошими учителями, на которых мне везло. Встреча с героями книг, которые и стали образцами для подражания.

    Огромное впечатление на меня произвел Вендель Кречмар, герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», - преподаватель музыки. Когда он  читает лекции о музыке, то увлекается и говорит о вещах,  которые находятся за пределами кругозора слушателей, к тому же его речь затруднена: он заикается. Тем не менее один из его слушателей говорит о том, что «воображение наше смутно волновалось, и мы слушали его словно дети сказку, пусть непонятную, но таинственно обогащающую их трепетные души неясными мечтами и чаяниями. «Фуга», «контрапункт», «Героическая», «сумбур из-за чересчур подчеркнутых модуляций», «строгий стиль» — для нас все это, говоря по правде, было еще сказочной непонятицей, но мы так охотно ее слушали, так широко раскрывали глаза, совсем как дети, внимающие непонятному, неподобающему с куда большим удовольствием, нежели им знакомому, соответствующему и подходящему». И я вслед за героем романа великого немецкого писателя  готова утверждать, что «только это самый активный, самый горделивый и, пожалуй, наиболее действенный способ познания — предвосхищение знания, рвущееся вперед через зияющие пустоты незнания. Юношество, бесспорно, предпочитает такой способ усвоения; пустоты же с течением времени сами собой заполняются…».

    Дети часто очаровываются незнакомыми, «взрослыми» словами. Не следует никогда бояться того, что тебя не поймут, что с детьми надо разговаривать на их уровне. Своей методической находкой считаю выработанный мною стиль общения  с учащимися как с равными, то есть я общаюсь с ними так же, как и со своими друзьями.  И дети не боятся спрашивать у меня значения непонятных для них слов. Так усваивается лексика. Не по словарям и не специальными упражнениями, а в процессе общения.  «Живое» общение   - это и понимание,  и восприятие,  и слушание,  и  говорение, то есть мыслительный процесс. А  когда ребенок начинает думать, тогда только он вступает в диалог с миром.

     

    И дело даже  не столько в том, о чем говорится, сколько в том, как  это преподносить. И вот тут-то важна личность учителя. Многие поговаривают о том, что скоро техника дойдет до того, что учитель вообще не станет нужен, его заменят какие-нибудь умные компьютерные программы, а обучение, вполне возможно, станет дистанционным, но нельзя забывать и о том, что учение – это не просто накопление знаний, а интересное, захватывающее общение. А учитель – это тот самый интересный человек, с которым такое общение возможно.

    Создать ситуацию общения совсем непросто:  нужно  найти самому интересное в той теме, которую даешь на уроке. Чтобы удивлять, надо удивляться. Поиск удивительного в том, что ты преподаешь уже, может быть, в сотый раз, - увлекательное занятие и хороший стимул учиться самому, что . Если следовать этому принципу, работа учителя никогда не превратится в рутину.

     Речевое действие, не подключенное к действительности общения, замыкается на самом себе, утрачивает реальный жизненный смысл, становится искусственным. Основная трудность речевой культуры в том и состоит, что ситуация урока снимает  естественную коммуникативность речи.  Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации. Наряду с традиционным для школы имитационным методом усвоения родной речи с такими его ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое внимание я уделяю  методу моделирования речевого высказывания. Он реализуется   в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления наших высказываний от речевой ситуации. Так, например, вместо такого традиционного упражнения, как составление текста на тему «В турпоходе» с использованием  данных словосочетаний,  предлагаю представить, как мы ходили в турпоход в конкретное место: в лес, который расположен за городом; на Байкал, когда мы всем классом выезжали и т.д.  После виртуального похода предлагаю поделиться впечатлениями с друзьями, составить рассказ, который можно поместить на своей стене в социальных сетях Интернета.

    Помогают ситуативные упражнения и на уроках литературы. Ситуация, когда учащийся рассказывает о писателе какому-нибудь иностранцу, который мало знаком с русской культурой, настраивает на поиск интересной, живой информации, что гораздо эффективнее традиционного  задания - приготовить сообщение о писателе. Другими словами, в  задании к ситуативному упражнению содержится перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания. Наиболее значимые из них – цель общения и адресат речи. Таким образом, создание естественных речевых ситуаций (заметки в детскую или юношескую газету, создание сказок, рассказов, рукописных журналов и сборников и т.д.), являются эффективным средством формирования ключевых компетенций: языковой, коммуникативной, культурологической, лингвистической.

    Создать ситуацию общения помогает организация проектной деятельности учащихся, поскольку самый важный этап проектов – это их публичная презентация, то есть конкретный продукт деятельности, который позволяет почувствовать удовлетворение от проделанной работы. Кроме того, проектная деятельность – чаще всего групповая. Каждый участник проекта решает  свою задачу на достижение общей цели, что естественным образом создает коммуникативную ситуацию.  

    Возвращаясь к теме «Линия жизни», хочу сказать, что для учителя самые главные точки-встречи – это дети. Траектория линии судьбы учителя проходит через эти «точки»,  и это означает, что встреча с каждым  ребенком определяет мою собственную судьбу. Осознание важности этих встреч помогает преодолевать трудности, делать эти встречи как можно более содержательными, интересными, запоминающимися.  По большому счету, учитель – самый счастливый человек, который имеет возможность в каждой встрече заново открывать мир, в тысячный раз удивляться ему и испытывать радость жизни.

     

    Категория: Статьи | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 1903 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024