Суббота, 30.11.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Программы, проекты

    Методология научного творчества

    Программа элективного курса

    «Методология научного творчества»

    Пояснительная записка.

    Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален данный элективный курс, который предназначен для учащихся 10-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.

    Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

    Основные задачи курса:

    1.                 Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.

    2.                 Дать представление о научной логике и изучить ее основы.

    3.                 Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.

    4.                 Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.

    5.                 Обучить школьников основам оформления работы.

    6.                 Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов.

    7.                 Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения

    Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

    Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

    Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)

    По окончании изучения курса учащиеся должны

    знать:

    ·                    виды различных исследовательских работ;

    ·                    структуру научно-исследовательской работы;

    ·                    методы научного исследования.

    уметь:

    ·                    работать с различными источниками информации;

    ·                    обосновывать актуальность выбранной темы;

    ·                    уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.

    ·                    выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы.

    ·                    выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

    Структура курса. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделен на шесть частей.

    Во "Введении” рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.

    Вторая часть курса "Методология научного творчества” является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

    В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

    Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

    В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

    При условии, что школьники быстро усваивают начальные сведения из третьего раздела и готовы их применять к конкретно выбранному исследованию, можно следующие части раздела чередовать с выполнением практической части.

    Содержание курса

    Введение (2 часа)

    Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение. Отличие научного знания от других видов - обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

    Методология научного творчества (2 часа)

    Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.

    Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

    Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного ретьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.

    Работа над основной частью исследования (5 часов)

    Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Опытно-экспериментальная работа. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.

    Оформление исследовательской работы (4 часа)

    Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.

    Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

    Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа)

    Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.

    Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

     

    Календарно-тематическое планирование

     

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Введение (2 часа)

     

    Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей

    1

    1

    0

     

    Виды исследовательских работ.

    1

    0,7

    0,3

    Методология научного творчества (2 часа)

     

    Общая методология научного творчества.

    1

    0,7

    0,3

     

    Общая схема хода научного исследования. Научная терминология

    1

    1

    0

    Работа над основной частью исследования (5 часов)

     

    Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР.

    1

    0,3

    0,7

     

    Составление индивидуального рабочего плана.

    1

    0,2

    0,8

     

    Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала

    1

    0,3

    0,7

     

    Как составить анкету, провести беседу.

    1

    0,3

    0,7

     

    Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.

    1

    0,4

    0,6

    Оформление исследовательской работы (4 часа)

     

    Распределение наработанного материала по главам и рубрикам. Композиция НИР.

    1

    0,2

    0,8

     

    Компьютерная вёрстка НИР.

    1

    0,5

    0,5

     

    Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации.

    1

    0,4

    0,6

     

    Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки.

    1

    0,2

    0,8

    Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа)

     

    Составление тезисов. Требования

    1

    0,5

    0,5

     

    Создание презентация научно-исследовательской работы.

    1

    0,4

    0,6

     

    Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

    1

    0,4

    0,6

     

    Научно-практическая конференция.

    1

    0

    1

     

    Итого:

    17

    7,5

    9,5

     

     

    Список литературы.

    1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
    2. Естественно-научные проекты. 10-11 классы (Физика. География. Экология. Химия.)/ Сост. М.Ю. Демидова. – М.: Школьная пресса, 2005.
    3. Журнал "Завуч”. - 2001.- № 2-8 "Схема организации научной подготовки лицеистов”, Баклицкая Е.Р.
    4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация.- М.: 2002.
    5. Леонтьева А.А. Психологические особеннонности деятельности. М, Знание, 1981.
    6. Неволина Е.М. Как написать и защитить диссертацию.- "Урал”.: 2001
    7. Поташник М.М. Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 1995.
    8. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993.
    9. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента. - М.: 1999.

     

     

     

     

     

    Категория: Программы, проекты | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 1799 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024