Программа
элективного курса
«Методология
научного творчества»
Пояснительная записка.
Происходящие в
современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в
информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить
и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной
ситуации становится актуален данный элективный курс, который предназначен для
учащихся 10-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Цель курса: оказать
методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и
подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях
и конкурсах школьников.
Основные задачи
курса:
1.
Обучить основам научных методов, единых для большинства
наук, дать представление о планировании эксперимента.
2.
Дать представление о научной логике и изучить ее
основы.
3.
Привить навыки самостоятельной научной работы, развить
творческое отношение к исследованию.
4.
Сформировать представление о различных видах письменных
научных работ.
5.
Обучить школьников основам оформления работы.
6.
Пробудить интерес школьников к изучению проблемных
вопросов.
7.
Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения
Формы проведения
занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы,
деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические
занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в
компьютерном классе.
Требования к
ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному
познанию, к экспериментальной работе.
Контроль: выполнение
зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по
экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной
литературы и т.д.)
По окончании изучения
курса учащиеся должны
знать:
·
виды различных исследовательских работ;
·
структуру научно-исследовательской работы;
·
методы научного исследования.
уметь:
·
работать с различными источниками информации;
·
обосновывать актуальность выбранной темы;
·
уметь составлять индивидуальный рабочий план;
библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.
·
выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской
работы.
·
выступать с докладом и вести дискуссию по теме
своей работы.
Структура курса. Содержание
спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделен на шесть
частей.
Во "Введении”
рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных
региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов
школьников.
Вторая часть курса
"Методология научного творчества” является исходной теоретической базой для
последующей работы. Она включает изучение основных понятий
научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов
научного познания, способов применения логических законов и правил, методов
поиска информации.
В третьей части
рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
Четвертая часть курса
посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части
содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в
ходе процедуры ее защиты.
При условии, что
школьники быстро усваивают начальные сведения из третьего раздела и готовы их
применять к конкретно выбранному исследованию, можно следующие части раздела
чередовать с выполнением практической части.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Цель, задачи,
специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение. Отличие
научного знания от других видов - обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад,
литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.
Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и
конкурсы школьников.
Методология
научного творчества (2 часа)
Основные понятия
научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция,
категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного
познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное
исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования,
предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и
описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.
Общая схема хода
научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели
и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования,
выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса
исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и
оценка полученных результатов.
Методы научного
познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование,
анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к
конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон
противоречия, закон исключенного ретьего, закон достаточного основания; правила
построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.
Работа над основной
частью исследования (5 часов)
Выбор темы.
Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и
литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее
организация. Опытно-экспериментальная работа. Работа с научной литературой.
Работа с понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования
к данному разделу работы.
Оформление
исследовательской работы (4 часа)
Структура содержания
исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть,
заключение, список литературы и других источников.
Общие правила
оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация
страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
Представление
результатов научно-исследовательской работы (4 часа)
Составление тезисов.
Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.
Психологический аспект
готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение
правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное
слово.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
Введение (2 часа)
|
|
Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей
|
1
|
1
|
0
|
|
Виды исследовательских работ.
|
1
|
0,7
|
0,3
|
Методология научного творчества (2 часа)
|
|
Общая методология научного творчества.
|
1
|
0,7
|
0,3
|
|
Общая схема хода научного исследования. Научная
терминология
|
1
|
1
|
0
|
Работа над основной частью исследования (5 часов)
|
|
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР.
|
1
|
0,3
|
0,7
|
|
Составление индивидуального рабочего плана.
|
1
|
0,2
|
0,8
|
|
Библиографический поиск литературных источников. Изучение
литературы и отбор фактического материала
|
1
|
0,3
|
0,7
|
|
Как составить анкету, провести беседу.
|
1
|
0,3
|
0,7
|
|
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному
разделу работы.
|
1
|
0,4
|
0,6
|
Оформление исследовательской работы (4 часа)
|
|
Распределение наработанного материала по главам и
рубрикам. Композиция НИР.
|
1
|
0,2
|
0,8
|
|
Компьютерная вёрстка НИР.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации.
|
1
|
0,4
|
0,6
|
|
Общие правила оформления текста работы: Формат, объем,
шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки.
|
1
|
0,2
|
0,8
|
Представление результатов научно-исследовательской работы
(4 часа)
|
|
Составление тезисов. Требования
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Создание презентация научно-исследовательской работы.
|
1
|
0,4
|
0,6
|
|
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение
правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное
слово.
|
1
|
0,4
|
0,6
|
|
Научно-практическая конференция.
|
1
|
0
|
1
|
|
Итого:
|
17
|
7,5
|
9,5
|
Список литературы.
- Дереклеева
Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
- Естественно-научные
проекты. 10-11 классы (Физика. География. Экология. Химия.)/ Сост. М.Ю.
Демидова. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Журнал
"Завуч”. - 2001.- № 2-8 "Схема организации научной подготовки лицеистов”,
Баклицкая Е.Р.
- Кузин
Ф.А. Кандидатская диссертация.- М.: 2002.
- Леонтьева
А.А. Психологические особеннонности деятельности. М, Знание, 1981.
- Неволина
Е.М. Как написать и защитить диссертацию.- "Урал”.: 2001
- Поташник
М.М. Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 1995.
- Сергеев
Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской
деятельности. М., 1993.
- Сиденко
А.С. Как разработать программу эксперимента. - М.: 1999.
|