Суббота, 21.09.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Программы, проекты

    Юный журналист

    Обоснование проекта

    Школьной газете «В.В.В. Школа.ру» почти девять лет. Первая газета вышла в марте 2003 года. За это время накопился опыт, и появились новые задачи. Успех существования газеты в школе зависит от множества факторов. В первую очередь, от самих учащихся. Идея создания газеты в нашей школе возникла благодаря инициативе самих детей, их упорству, талантливости. Первые наши «журналисты» становятся настоящими журналистами, учатся уже в вузах: Каратун Елена – факультет журналистики НГУ; Геранина Ирина – факультет PR-связей ВСГТУ, «дежурный по рубрике» популярной передачи «Улан-Удэ: инструкция по применению». Следовательно,  можно говорить о том, что газета в школе нужна: она способствует личностному самоопределению учащихся. 

    Первые проблемы с выпуском газеты появились после того, как ученики, делавшие газету, окончили школу. К сожалению, не у всех высока потребность в такого рода деятельности, поскольку она требует определенных усилий, а также уверенности в  собственных силах. Многие, заинтересовавшись вначале, теряли интерес к работе, так что редколлегия школьной газеты переживает нелучшие времена. Сейчас она действует в основном благодаря учителю-координатору и одиннадцатиклассникам, которые только почувствовали вкус к работе (после многократных уходов из редакции), но они заканчивают школу: во втором полугодии им станет просто не до газеты. Так,  появились новая задача: сделать так, чтобы школьник ощутил потребность выпускать собственную газету.  Возникла идея создания  целой структуры, которая способствовала бы устойчивой мотивации к журналистской, издательской деятельности.

       Создание же школьной газеты актуально по многим причинам:

    Во-первых, 21 век - информационный век. Следовательно, современный человек, прежде всего, должен научиться жить в медианасыщенной среде. Телевидение переходит на круглосуточное вещание, многоканально, развивается, используя видеотехнологии, кабельные и спутниковые каналы, цифровые информационные услуги,  персональные и карманные компьютеры, Интернет. Нас окружает обилие афиш, рекламных щитов, вывесок, бесплатных газет. Мы атакованы знаками со всех сторон, мы сами себя создаем из знаков – и все это в результате приводит к коллапсу смысла. Мы вошли в век «зрелищ», когда человек отдает себе отчет в искусственности всех знаков. Информация предстает в количественном виде ценой забвения ее смысла и качества. Значит, необходима другая информация, которая способствовала бы тому, чтобы человек научился находить смысл в ней и определять ее качество, в противном случае он захлебнется в ее потоке. Как же этому научиться? На наш взгляд, нужно самому участвовать в процессе создания информации. Понимать информацию и участвовать в процессе создания информации - два взаимодополняющих аспекта. И то, и другое требует умения интерпретировать событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание и форма здесь взаимосвязаны.

    Во-вторых, идея создания школьной газеты совсем неоригинальна, но в каждом конкретном случае – это новое дело: изо дня в день, перед каждым новым шагом. Газета - это потрясающее средство коммуникации. Это - орудие, но она может стать и оружием. Она позволяет - и когда читаешь ее, и когда участвуешь в ее создании - обрести и сохранить открытость мысли, без которой личная свобода невозможна. Газета поощряет развитие критического мышления, которое позволяет несколько отстраненно рассмотреть какую-нибудь идею для того, чтобы судить о ней объективно.

    В-третьих, перед школьниками, создающими собственную газету, возникают проблемы аксиологического характера. Если я написал сочинение, показал учителю, а тот просто исправил мои ошибки и поставил отметку, то я кладу свою работу в портфель и с жалким видом ухожу. Но если я знаю, что написанное мною будет размножено в пятистах экземплярах и распространено, проблема поворачивается другой стороной: я попрошу учителя объяснить мне мои ошибки, посоветовать в плане выбора формулировок, синтаксиса. ? В конце концов, существуют такие вещи, которые можно обсудить с кем-нибудь на пару, но стоит ли говорить об этих вещах публично? Если я говорю перед микрофоном, это означает, что я обязан отвечать за свои слова. Это совершенно новый тип взаимоотношений. Обучение в условиях ответственности за опубликованное слово - аспект фундаментальный.

    В-четвертых, цель школьной газеты - дать в руки подрастающего поколения средства, позволяющие определить свое место в окружающем мире, познать самих себя, выработать необходимые навыки - например, определить, кем подписана статья, как она написана, как интерпретирована информация, кому принадлежит газета и т.п. Эти действия позволят составить собственное мнение, они же обеспечивают и разнообразие мнений. Отсюда происходит убежденность, что и в самом деле можно принимать полноценное участие как в жизни общества, так и в жизни школы. Успех будет заключаться в том, что у школьника вырабатывается активная гражданская позиция.

    Таким образом, целью данного проекта является создание компетентностно-адаптивной среды как средства формирования устойчивой мотивации к журналистской, издательской деятельности .

     

     Задача проекта:

                Создание организационной структуры, как рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся; которая имела бы возможность:

    1. Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет, журналов, альманахов и иной печатной продукции.

    2. Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта.

    3.  Создавать условия для неформального общения, расширения межличностных  связей как внутри образовательного учреждения, так и за ее пределами.

     

    Описание проекта

    1. Доминирующая в проекте деятельность: творческая

    2. Предметно-содержательная область):  межпредметный проект.

    3. Характер координации проекта: скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

    4. Характер контактов: среди участников школы, соседних образовательных учреждений, общественности поселка.

    5. Количество участников проекта: не ограничено.

    6. Продолжительность проекта: долгосрочный.

     

    Основные этапы (уровни) реализации проекта:

    1-й этап. (реализованный)

    Создание базового уровня.

    Наличие в школе технически оснащенного кабинета ИВТ.

    Наличие необходимых технических средств: цифрового фотоаппарата, видеокамеры и пр.

    Создание кружка «Юный журналист».

    Разработка элективного курса «Мы делаем газету»

    Организация редколлегии школьной газеты. Выпуск газеты.

    2-й этап. (реализуемый)

    Создание макроструктуры - организация взаимодействия и обмена опытом между инициативными группами. Методическая работа (консультации, семинары, встречи со специалистами и пр.) по трем основным видам деятельности: творческая, журналистская, издательская. Расширение проекта - новое качество: общие издания, группы поддержки, возрастная вертикаль. Создание газеты «Колокольчик» в начальной школе как филиала газеты «В.В.В Школа.ру» силами старших школьников. Создание школы мастерства: обобщение опыта работы, практическое руководство дочерней газетой. Создание странички на школьном сайте.

    3-й этап. (в перспективе)

    Установление и расширение PR-связей: с другими детскими изданиями (в том числе и в Интернете), с республиканским реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями (который находится в непосредственной близости со школой), со взрослыми изданиями; открытие общественной приемной (для жителей поселка). Создание маркетинговой службы (ориентация на потребителя). Реализация печатной продукции.

    Любая деятельность характеризуется потребностью (мотивом), возможностями и самореализацией.

    Можно выделить несколько стадий мотивации любой деятельности (рис.1):

    На каждом  этапе необходимо вооружить знаниями (знаю) в сфере журналистской деятельности, но не в отрыве от практической деятельности (выпуск газеты), так как важнейшим стимулом к действию (могу, хочу, делаю) является наличие результата – продукта (сделано). На каждом этапе мотивационная цепочка повторяется, но для ее устойчивости необходима работа системы: знаю – могу, хочу, делаю – сделано – расширяю поле деятельности - обобщаю опыт – передаю другим, так что цепочка замыкается

    Рисунок 1.

    Доминирующая стратегия проекта: управление на основе создания условий для самоорганизации, которая направлена на самодеятельность школьников, выполняющих все виды работ самостоятельно: от поиска материала до распространения газеты; на  понимание прямой зависимости между свободой и ответственностью; на формирование идеи преемственности (школьная традиция и члены редакции принимают участие в подготовке нового поколения);  в конечном счете - на повышение уровня профессионализма. Под понятием профессионализм подразумевается формирование ответственного отношения к своим обязанностям и ориентации газеты на читателя. Не следует забывать о том, что сверхзадача проекта состоит не в том, чтобы подготовить профессиональных журналистов, главное - создать условия для самореализации личности, в том числе путем формирования профессионального отношения к своей работе.

    Для выполнения данной задачи недостаточно сформировать в сознании императив профессиональности - требуется практическая поддержка. Особенно важно обеспечить постоянный рост сложности выполняемых заданий, расширение круга общения, обмен опытом (рис2).


      


    Рисунок 2

     

     

     

     

    Структуру содержания проекта  наглядно можно изобразить в виде дома (рис3).

    Главным в доме является ребенок, который должен быть готов к жизни вне этого дома:  научиться жить в мире с самим собой и другими. В доме для этого должны быть созданы все условия: с одной стороны – защищенность (принадлежность к единому целому, общность интересов внутри дома), с другой – открытость (готовность к общению с другими, толерантность). Другими словами, идея «дома» заключается в создании компетентностно-адаптивной среды, способствующей формированию таких компетенций, как:

    • ценностно-смысловой ориентации в Мире;
    • гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
    • самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие;
    • социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
    • устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста;
    • познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
    • деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
    • информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет- технологией

    Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то они будут включать такие характеристики, как а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

     

    Рисунок 3.

     

     

    Мониторинг реализации проекта может осуществляться через создание «Карты ученика», в которой отслеживаются уровни сформированности компетентностей, являющихся залогом устойчивой мотивации школьников к журналистской, издательской деятельности.

    Примерный образец «Карты ученика»:

    Компетентность

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Информационная

     

     

     

    Коммуникативная

     

     

     

    Социальная

     

     

     

    Личностного самоопределения

     

     

     

     

     

    Ожидаемые результаты:

    1. Создание центра для самоорганизации детей.
    2.  Объединение школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время и т.п.
    3. Возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т.д.
    4. Стимулирование  самообразования: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ.
    5.  Возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.
    6. Создание  широкого круга толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя, родители, общественность поселка.

     

     

     

     

     

    Категория: Программы, проекты | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 1207 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024