Обоснование проекта
Школьной газете «В.В.В. Школа.ру» почти девять
лет. Первая газета вышла в марте 2003 года. За это время накопился опыт, и
появились новые задачи. Успех существования газеты в школе зависит от множества
факторов. В первую очередь, от самих учащихся. Идея создания газеты в нашей
школе возникла благодаря инициативе самих детей, их упорству, талантливости.
Первые наши «журналисты» становятся настоящими журналистами, учатся уже в
вузах: Каратун Елена – факультет журналистики НГУ; Геранина Ирина – факультет PR-связей ВСГТУ, «дежурный
по рубрике» популярной передачи «Улан-Удэ: инструкция по применению».
Следовательно, можно говорить о том, что
газета в школе нужна: она способствует личностному самоопределению учащихся.
Первые проблемы с выпуском газеты появились после
того, как ученики, делавшие газету, окончили школу. К сожалению, не у всех
высока потребность в такого рода деятельности, поскольку она требует
определенных усилий, а также уверенности в
собственных силах. Многие, заинтересовавшись вначале, теряли интерес к
работе, так что редколлегия школьной газеты переживает нелучшие времена. Сейчас
она действует в основном благодаря учителю-координатору и
одиннадцатиклассникам, которые только почувствовали вкус к работе (после
многократных уходов из редакции), но они заканчивают школу: во втором полугодии
им станет просто не до газеты. Так, появились
новая задача: сделать так, чтобы школьник ощутил потребность выпускать
собственную газету. Возникла идея
создания целой структуры, которая способствовала
бы устойчивой мотивации к журналистской, издательской деятельности.
Создание же школьной газеты
актуально по многим причинам:
Во-первых, 21 век - информационный век.
Следовательно, современный человек, прежде всего, должен научиться жить в медианасыщенной
среде. Телевидение переходит на круглосуточное вещание, многоканально,
развивается, используя видеотехнологии, кабельные и спутниковые каналы,
цифровые информационные услуги,
персональные и карманные компьютеры, Интернет. Нас окружает обилие афиш,
рекламных щитов, вывесок, бесплатных газет. Мы атакованы знаками со всех
сторон, мы сами себя создаем из знаков – и все это в результате приводит к
коллапсу смысла. Мы вошли в век «зрелищ», когда человек отдает себе отчет в
искусственности всех знаков. Информация предстает в количественном виде ценой
забвения ее смысла и качества. Значит, необходима другая информация, которая
способствовала бы тому, чтобы человек научился находить смысл в ней и
определять ее качество, в противном случае он захлебнется в ее потоке. Как же
этому научиться? На наш взгляд, нужно самому участвовать в процессе создания
информации. Понимать информацию и участвовать в процессе создания информации -
два взаимодополняющих аспекта. И то, и другое требует умения интерпретировать
событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание
и форма здесь взаимосвязаны.
Во-вторых, идея создания школьной газеты совсем
неоригинальна, но в каждом конкретном случае – это новое дело: изо дня в день,
перед каждым новым шагом. Газета - это потрясающее средство коммуникации. Это -
орудие, но она может стать и оружием. Она позволяет - и когда читаешь ее, и
когда участвуешь в ее создании - обрести и сохранить открытость мысли, без
которой личная свобода невозможна. Газета поощряет развитие критического
мышления, которое позволяет несколько отстраненно рассмотреть какую-нибудь идею
для того, чтобы судить о ней объективно.
В-третьих, перед школьниками, создающими
собственную газету, возникают проблемы аксиологического характера. Если я
написал сочинение, показал учителю, а тот просто исправил мои ошибки и поставил
отметку, то я кладу свою работу в портфель и с жалким видом ухожу. Но если я
знаю, что написанное мною будет размножено в пятистах экземплярах и
распространено, проблема поворачивается другой стороной: я попрошу учителя
объяснить мне мои ошибки, посоветовать в плане выбора формулировок, синтаксиса.
? В конце концов, существуют такие вещи, которые можно обсудить с кем-нибудь на
пару, но стоит ли говорить об этих вещах публично? Если я говорю перед
микрофоном, это означает, что я обязан отвечать за свои слова. Это совершенно
новый тип взаимоотношений. Обучение в условиях ответственности за
опубликованное слово - аспект фундаментальный.
В-четвертых, цель школьной газеты - дать в руки
подрастающего поколения средства, позволяющие определить свое место в
окружающем мире, познать самих себя, выработать необходимые навыки - например,
определить, кем подписана статья, как она написана, как интерпретирована
информация, кому принадлежит газета и т.п. Эти действия позволят составить
собственное мнение, они же обеспечивают и разнообразие мнений. Отсюда
происходит убежденность, что и в самом деле можно принимать полноценное участие
как в жизни общества, так и в жизни школы. Успех будет заключаться в том, что у
школьника вырабатывается активная гражданская позиция.
Таким образом, целью данного проекта является
создание компетентностно-адаптивной среды как средства формирования устойчивой
мотивации к журналистской, издательской деятельности .
Задача проекта:
Создание организационной структуры, как
рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся;
которая имела бы возможность:
1. Создавать условия для реализации творческих
способностей детей путем организации выпуска газет, журналов, альманахов и иной
печатной продукции.
2. Предоставлять организационную и информационную
поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в
реализацию проекта.
3.
Создавать условия для неформального общения, расширения
межличностных связей как внутри
образовательного учреждения, так и за ее пределами.
Описание проекта
1. Доминирующая в проекте деятельность: творческая
2. Предметно-содержательная область):
межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: скрытый (неявный, имитирующий участника
проекта).
4. Характер контактов: среди участников школы, соседних образовательных
учреждений, общественности поселка.
5. Количество участников проекта: не ограничено.
6. Продолжительность проекта: долгосрочный.
Основные этапы (уровни) реализации проекта:
1-й этап. (реализованный)
Создание базового уровня.
Наличие в школе технически оснащенного кабинета
ИВТ.
Наличие необходимых технических средств: цифрового
фотоаппарата, видеокамеры и пр.
Создание кружка «Юный журналист».
Разработка элективного курса «Мы делаем газету»
Организация редколлегии школьной газеты. Выпуск
газеты.
2-й этап. (реализуемый)
Создание макроструктуры - организация
взаимодействия и обмена опытом между инициативными группами. Методическая
работа (консультации, семинары, встречи со специалистами и пр.) по трем
основным видам деятельности: творческая, журналистская, издательская. Расширение
проекта - новое качество: общие издания, группы поддержки, возрастная
вертикаль. Создание газеты «Колокольчик» в начальной школе как филиала газеты
«В.В.В Школа.ру» силами старших школьников. Создание школы мастерства:
обобщение опыта работы, практическое руководство дочерней газетой. Создание
странички на школьном сайте.
3-й этап. (в перспективе)
Установление и расширение PR-связей: с другими детскими изданиями (в том числе
и в Интернете), с республиканским реабилитационным центром для детей с ограниченными
возможностями (который находится в непосредственной близости со школой), со
взрослыми изданиями; открытие общественной приемной (для жителей поселка).
Создание маркетинговой службы (ориентация на потребителя). Реализация печатной
продукции.
Любая деятельность характеризуется потребностью
(мотивом), возможностями и самореализацией.
Можно выделить несколько стадий мотивации любой
деятельности (рис.1):
На каждом
этапе необходимо вооружить знаниями (знаю) в сфере журналистской
деятельности, но не в отрыве от практической деятельности (выпуск газеты), так
как важнейшим стимулом к действию (могу, хочу, делаю) является наличие
результата – продукта (сделано). На каждом этапе мотивационная цепочка
повторяется, но для ее устойчивости необходима работа системы: знаю – могу,
хочу, делаю – сделано – расширяю поле деятельности - обобщаю опыт – передаю
другим, так что цепочка замыкается
Рисунок
1.
Доминирующая стратегия проекта: управление на основе создания условий для
самоорганизации, которая направлена на самодеятельность школьников, выполняющих
все виды работ самостоятельно: от поиска материала до распространения газеты;
на понимание прямой зависимости между
свободой и ответственностью; на формирование идеи преемственности (школьная
традиция и члены редакции принимают участие в подготовке нового поколения); в конечном счете - на повышение уровня
профессионализма. Под понятием профессионализм подразумевается формирование ответственного
отношения к своим обязанностям и ориентации газеты на читателя. Не следует
забывать о том, что сверхзадача проекта состоит не в том, чтобы подготовить
профессиональных журналистов, главное - создать условия для самореализации
личности, в том числе путем формирования профессионального отношения к своей
работе.
Для выполнения данной задачи недостаточно
сформировать в сознании императив профессиональности - требуется практическая
поддержка. Особенно важно обеспечить постоянный рост сложности выполняемых
заданий, расширение круга общения, обмен опытом (рис2).
Рисунок 2
Структуру содержания проекта наглядно
можно изобразить в виде дома (рис3).
Главным в доме является ребенок, который должен
быть готов к жизни вне этого дома:
научиться жить в мире с самим собой и другими. В доме для этого должны
быть созданы все условия: с одной стороны – защищенность (принадлежность к
единому целому, общность интересов внутри дома), с другой – открытость
(готовность к общению с другими, толерантность). Другими словами, идея «дома»
заключается в создании компетентностно-адаптивной среды, способствующей
формированию таких компетенций, как:
- ценностно-смысловой
ориентации в Мире;
- гражданственности:
знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
- самосовершенствования,
саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
профессиональное развитие; языковое и речевое развитие;
- социального
взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями,
партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность,
уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль,
пол), социальная мобильность;
- устном,
письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста;
- познавательной
деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные
решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и
репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- деятельности:
игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование,
проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность,
ориентация в разных видах деятельности;
- информационных
технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование
информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные
технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-
технологией
Если представить эти компетенции как актуальные
компетентности, то они будут включать такие характеристики, как а) готовность к
проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием
содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления
компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е.
поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее
приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция
процесса и результата проявления компетентности.
Рисунок
3.
Мониторинг реализации проекта может осуществляться через создание «Карты
ученика», в которой отслеживаются уровни сформированности компетентностей, являющихся
залогом устойчивой мотивации школьников к журналистской, издательской
деятельности.
Примерный образец «Карты ученика»:
Компетентность
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Информационная
|
|
|
|
Коммуникативная
|
|
|
|
Социальная
|
|
|
|
Личностного самоопределения
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
- Создание центра
для самоорганизации детей.
- Объединение школьников независимо от
того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время и т.п.
- Возможность
реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности:
административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке
газеты и т.д.
- Стимулирование самообразования: от повторения правил
правописания к освоению специальных компьютерных программ.
- Возможность первой публикации начинающим
поэтам и писателям.
- Создание широкого круга толерантного
неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя,
родители, общественность поселка.
|