Употребление
причастий в речи.
Цель урока: формирование
умения употреблять причастия в речи; воспитание чувства патриотизма.
Работа по
развитию речи: роль
причастий в речи, построение предложений
синонимических конструкций (с обособленными и необособленными
причастными оборотами).
Повторение: знаки
препинания в предложениях с причастными оборотами; действительные и
страдательные причастия.
Ход урока.
Патриотизм начинается с самого простого: с дерева
возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок
или степной полыни.
И. Эренбург.
1.
Постановка учебной задачи. Научиться
использовать причастия в речи. Продолжить закрепление правила правописания
суффиксов действительных причастий настоящего времени, повторить определение
страдательных причастий, постановку знаков препинания в предложениях с
причастным оборотом.
2. Закрепление пройденного
материала: постановка знаков препинания в предложениях с причастным
оборотом; употребление причастий в публицистическом и художественном стилях
речи.
3. Обращение к эпиграфу. Запись в тетрадях.
Не ошибается ли писатель, сопоставляя такое великое понятие, как любовь к
Родине, с маленьким переулочком или горьким запахом полыни? К какому стилю
можно отнести данное высказывание? Объяснить постановку знаков препинания.
4. Обращение к тексту К.Г. Паустовского (распечатан
или спроецирован на экран). Найти в тексте причастия, выделить суффиксы,
объяснить постановку знаков препинания. Заменить причастные обороты
придаточными предложениями со словом который. Сравнить варианты.
ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В
Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и
прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой.
Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих
картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие
русской природы.
Что
можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры,
поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым
сеном. <…>
Что
можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и
ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей
хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение
петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но
увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот
край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает
время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой,
когда о ней можно рассказывать удивительные истории.
5.
Работа с текстом. Определить тему, основную
мысль. Вспомнить любимый уголок природы.
Какой тип речи необходимо использовать, для того чтобы рассказать о нем?
Закрепление знаний типе речи – описание места, его структуре. Написать
сочинение-миниатюру (5 – 6 предложений).
6.
Обсуждение 2 – 3 сочинений. Какие действительные и страдательные
причастия можно было бы использовать в каждом конкретном случае? Образовать
причастия от глаголов, имеющихся в тексте сочинений. Внести изменения в текст.
Сравнить варианты. Сделать выводы об употреблении причастий. Обратить внимание на написание суффиксов
причастий.
7.
Работа с текстом. Раскрыть скобки,
расставить знаки препинания. Заменить придаточное предложение со словом которое на причастный оборот.
Сравнить варианты. Сделать выводы.
Мы
живем в (цвести) Бурятии. Эта земля (воспеть в стихах) удивляет природным
многообразием: бескрайними степями (широко раскинуться на ее просторах),
дремучими лесами (взметнуться ввысь верхушками деревьев), (покрыть снегом) величественными горами и,
конечно, удивительным сокровищем – озером Байкал, которое хранит множество тайн
в глубинах своей прозрачной воды.
Мне
же хочется рассказать об этом … уголке
природы.
8.
Д/з. Дописать сочинение, используя
причастные обороты, действительные и страдательные причастия.
|