Суббота, 21.09.2024, 10:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Уроки

    Употребление причастий

    Употребление причастий в речи.

    Цель урока: формирование умения употреблять причастия в речи; воспитание чувства патриотизма.

    Работа по развитию речи: роль причастий в речи, построение предложений  синонимических конструкций (с обособленными и необособленными причастными оборотами).

    Повторение: знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; действительные и страдательные причастия.

    Ход урока.

    Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни.

    И. Эренбург.

    1. Постановка учебной задачи. Научиться использовать причастия в речи. Продолжить закрепление правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени, повторить определение страдательных причастий, постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

             2. Закрепление пройденного материала: постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; употребление причастий в публицистическом и художественном стилях речи.

    3. Обращение к эпиграфу. Запись в тетрадях. Не ошибается ли писатель, сопоставляя такое великое понятие, как любовь к Родине, с маленьким переулочком или горьким запахом полыни? К какому стилю можно отнести данное высказывание? Объяснить постановку знаков препинания.

    4. Обращение к тексту К.Г. Паустовского (распечатан или спроецирован на экран). Найти в тексте причастия, выделить суффиксы, объяснить постановку знаков препинания. Заменить причастные обороты придаточными предложениями со словом который. Сравнить варианты.

    ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

    В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

    Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. <…>

    Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

    Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

    5. Работа с текстом. Определить тему, основную мысль. Вспомнить любимый уголок природы.  Какой тип речи необходимо использовать, для того чтобы рассказать о нем? Закрепление знаний типе речи – описание места, его структуре. Написать сочинение-миниатюру (5 – 6 предложений).

    6. Обсуждение  2 – 3 сочинений.  Какие действительные и страдательные причастия можно было бы использовать в каждом конкретном случае? Образовать причастия от глаголов, имеющихся в тексте сочинений. Внести изменения в текст. Сравнить варианты. Сделать выводы об употреблении причастий.  Обратить внимание на написание суффиксов причастий.

    7. Работа с текстом. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Заменить придаточное предложение  со словом которое на причастный оборот. Сравнить  варианты. Сделать выводы.

    Мы живем в (цвести) Бурятии. Эта земля (воспеть в стихах) удивляет природным многообразием: бескрайними степями (широко раскинуться на ее просторах), дремучими лесами (взметнуться ввысь верхушками деревьев),  (покрыть снегом) величественными горами и, конечно, удивительным сокровищем – озером Байкал, которое хранит множество тайн в глубинах своей прозрачной  воды.

    Мне же хочется рассказать  об этом … уголке природы.

    8. Д/з. Дописать сочинение, используя причастные обороты, действительные и страдательные причастия.

    Категория: Уроки | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 2015 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024