Образ
лирического героя в лирике Намжила Нимбуева
«Стою
на планете под деревом моей родины…»
Цели урока:
1. Знакомство
с творчеством Намжила Нимбуева.
2. Углубление
теоретико-литературного понятия «лирический
герой».
3. Выявление
особенностей лирического героя лирики Нимбуева.
4. Развитие
навыков анализа лирического произведения.
5. Воспитание
толерантности.
Ход уроков представляет собой логическую
последовательность учебных
ситуаций, направленную на достижение поставленных целей.
1
уро к.
Первая учебная ситуация – выявление особенностей лирики как
одного из родов литературы.
Рассматриваемые на данном этапе урока
вопросы требуют определённой предварительной подготовки: просмотреть словарь
литературоведческих терминов, литературный энциклопедический словарь, словарь
юного филолога и на этой основе выявить особенности лирики как одного из трех
родов литературы, выписать их в тетрадь.
Вопросы для беседы:
Назовите три рода литературы.
Дайте краткую характеристику каждого
рода.
Определите черты, присущие лирике как особому
роду литературы, выделите среди них доминирующие. (Например: в лирике первичен не объект, а субъект
высказывания, его отношение к изображаемому; характер эмоционального
воздействия лирического произведения более личностный и непосредственный, чем в
эпосе и драме; душевные переживания переданы с определенной степенью
сгущенности, что требует соответствующей формы выражения и сжатой, образной,
выразительной поэтической речи).
Вторая
учебная ситуация - рассказ учителя о
теоретико-литературном
понятии «лирический герой».
Его ввел в литературоведение Юрий Тынянов еще в 20-е годы ХХ века, но до
сих пор точные границы этого термина не определены. Исследователи считают, что
в лирике нет непосредственного присутствия автора, поскольку между искусством и
реальной действительностью всегда есть определенная граница. Но ведь мы, читая
и анализируя лирические тексты, все же обнаруживаем авторскую позицию по
отношению к изображаемому. Это происходит благодаря лирическому герою, который
выступает в поэтических текстах в качестве «особого способа раскрытия
авторского сознания». Лирический герой – это образ поэта в лирике, близкий
самому автору, но не тождественный ему. Лирического героя иначе называют
«художественным двойником поэта» [ Роднянская И. Б. Лирический герой Лермонтова
/И. Б. Роднянская// Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С.258.]
В лирике разных поэтов – разные
лирические герои, которые наделены присущими только им комплексами переживаний,
в определенной мере свойственными и их создателям.
Третья учебная ситуация - выявление автобиографического элемента как
одной из характеристик лирического героя.
Вопросы для беседы:
Можно ли узнать что-нибудь об авторе из
его стихотворений?
Где жил? В какое время? В каких
характеристиках героя могут быть отражены черты реальной личности поэта? (К
примеру, во внешнем облике, его чувствах и переживаниях, жизненных событиях и
т.п.).
С этой целью прочитать стихотворения: «12 апреля 1961 года», «Степные
приметы», «Муза», фрагмент стихотворения «Осень в еравниниских лесах», «Разговор с веком».
Нарисуйте
словесный портрет поэта.
Четвертая учебная ситуация - рассказ о жизни и основных этапах творчества Намжила Нимбуева
Пятая учебная ситуация -
знакомство учащихся с воспоминаниями Б. Дугарова о Намжиле Нимбуеве:
В один из осенних дней 1971 года пришла весть о
смерти Намжила. Невыносимо было поверить в случившееся. Совершенно
непроизвольно у меня вырвалось четверостишие, которое я записал тогда на
каком-то листке. Недавно, роясь в своих бумагах, я нечаянно обнаружил это
стихотворение:
Голос песни возник и
в пространстве исчез.
Бродит черное эхо под сводом небес.
Осыпается холмик могильный
в степи.
Но стихи остаются. Стихи.
Мы с Намжилом — он классом ниже — учились в 3-й
школе города Улан-Удэ. Иногда гоняли футбол на Верхней Березовке, встречались у
общих знакомых. Одним словом, это были самые обыкновенные встречи.
Однажды мы зашли к приятелю — заядлому шахматисту.
Тот предложил сыграть пятиминутки — блицтурнир — на шахматных часах. Намжил
блиц не играл, он только наблюдал, как быстро мелькали фигуры по черно-белым
полям под стремительное вращение секундной стрелки. Сначала ему, видимо, было
интересно следить за шахматной баталией. А мы, игроки, в пылу игры не заметили,
как Намжил исчез. В какой-то момент я вдруг почувствовал, что его рядом нет, и
только услыхал, как почти бесшумно захлопнулась дверь. Я окликнул его, но
Намжил уже ушел. Может быть, этот эпизод и забылся бы, если бы не
преждевременная смерть Намжила, последовавшая вскоре. Все детали этой встречи
приобрели свой особый, с внутренним подтекстом смысл.
Наверное, Намжил интуитивно чувствовал, что стрелка
на часах его жизни бежит быстрее, чем обычно. И он не очень-то уповал на
спокойный эндшпиль, полностью отдавшись своим шахматам-поэзии и спешил, как
будто находился в цейтноте. Так я думаю об этом сейчас, по прошествии лет. И
вспоминая тот давний эпизод, ничуть не потускневший в памяти, все слышу, как
под тиканье часов закрывается за Намжилом дверь. Он ушел навсегда. Но стихи,
которые он оставил после себя, окликнули его, и Намжил снова и всегда с нами.
Он писал верлибром. А начинал Намжил с обычного
рифмованного стиха. Это были, в общем-то, довольно гладкие стихи пробующего
свое перо юноши. Затем, буквально за 2-3 года стиль его изменился необычайно. Когда
задумываешься над причинами стремительного скачка вперед, то склоняешься к
мысли, что в этом наверняка сыграли большую роль Москва, учеба в Литературном
институте им.Горького, та поэтическая среда, которая окружала поэта, та
духовная атмосфера, в которую с головой окунулся Намжил. Семена легли в
благодатную почву, и очень скоро принесли плоды.
В стихах Намжила нетрудно определить влияние разных
поэтов Запада и Востока, например, Аполлинера, Басё.... Он писал верлибром и
проявил себя именно в этой форме, хотя у него было немало рифмованных
стихотворений. <…>
Намжил хорошо знал бурятский язык, хорошо чувствовал
родную почву. Без этого знания он как поэт не мог бы состояться, оно помогало
ему пройти через «испытание влияниями», обретая самого себя.
Я хорошо помню одну из последних встреч с Намжилом.
В редакции журнала «Байкал» должно было состояться обсуждение его стихов.
Получилось так, что по каким-то причинам оно не состоялось. На остановке,
пропуская трамвай за трамваем, мы долго говорили в тот вечер. Намжил,
худощавый, слегка сутулящийся, держал под мышкой, словно большой градусник,
свернутые в трубочку стихи. Расставаясь, я попросил их у него почитать. Это
были как раз те стихи, что легли в основу его поэтического сборника
«Стреноженные молнии».
Стихи Намжила — хрупкий сплав застенчивого, почти
детского прикосновения к тайнам жизни и неожиданных философских прозрений.
У него есть строки:
Женщины
Носят под сердцем детей,
Поэты —
Первые книги.
Стихи и люди встречаются.
И вновь возникает
Вечная завязь
Света и доброты.
Действительно, при встрече с поэзией Намжила
Нимбуева и возникает та самая «завязь света и доброты».
Каким человеком видим
мы Намжила Нимбуева из воспоминаний Б. Дугарова?
Домашнее задание:
прочитать стихотворения Намжила Нимбуева, ответить на вопросы; вспомнить
теоретические понятия жанра художественного произведения, мотива
художественного произведения.
2
урок.
Шестая учебная ситуация
- выявление особенностей жанра стихотворений как одной из характеристик
лирического героя
Вопросы для беседы:
Какие жанры могут в
наибольшей степени помочь раскрыться лирическому герою?
Как писал свои стихи
Намжил Нимбуев? Влияние каких поэтов можно определить в его стихах?
Сравните стихотворения
японского поэта Одзава Роана, французского поэта Гийома Аполлинера и бурятского
поэта Намжила Нимбуева:
Одзава
Роан
Станет с годами
Скала отшлифованной галькой,
Не прерывая
Вечную цепь превращений
В этом изменчивом мире... Непостоянство
Гийом
Аполлинер
Сегодня был долог день
Он кончился наконец
А завтра все опять повторится
Там на горе
опускается вечер
На
заколдованный замок
Намжил Нимбуев
Однажды еще карапузом,
в колодец, смеясь, заглянул я:
и стало так жутко и странно,
как будто я в гулкой прохладе
бессмертья увидел лицо.
Как помогает раскрыть характер
лирического героя жанр танка – японского пятистишия? (обратить внимание на объем произведения,
ритм, темы)
Что объединяет таких
разных людей, как японского поэта XVIII века Одзава Роана, французского поэта начала XX
века Гийома Аполлинера и
бурятского поэта второй половины XX века Намжила Нимбуева? К каким
темам они обращаются?
Размышление можно
завершить хокку Басе:
Запад ли, Восток...
Везде холодный ветер
Студит мне спину.
Вывод: лирический герой
– философ, размышляющий о бессмертии, непостоянстве, круговороте вещей, т.е. о
вечных темах.
Седьмая учебная ситуация
- выявление сквозного мотива как характеристики
лирического героя.
Вспомнить понятие
мотива в художественном произведении.
Что такое мотив в
художественном произведении?
Мотив — исходный момент художественного творчества,
совокупность идей и чувств поэта, повторяющихся в произведениях одного поэта,
одной эпохи.
Сквозной мотив –
повторяющиеся темы, идеи, образы в произведениях разных поэтов, разных эпох.
Сравнить стихотворения
Н.Гумилева «Прапамять» и стихотворение Н. Нимбуева «Телепатия» с целью найти
сквозные мотивы:
Какие образы появляются
в стихотворениях поэтов? Как помогают понять образ лирического героя? Как
понимаете смысл слова «прозябание»? звучит ли тема прозябания в стихотворении
Гумилева? Что, по мнению поэтов, «прозябание» и что настоящее существование?
Объясните смысл названия стихотворений (телепатия – связь в пространстве,
прапамять – связь во времени). Что объединяет всех людей, живущих на земле?
Вывод: лирический герой
ощущает неразрывную связь со всеми людьми, жившими в прошлом и живущими в
настоящем. Время и пространство условны, человек реален.
Восьмая учебная
ситуация - выявление специфики функционирования понятия
«лирический герой» в стихотворениях Намжила Нимбуева и закрепление приобретенных ранее
теоретических знаний.
Анализ стихотворений по группам:
1.«Поэт
умрет…» . Определить тему стихотворения. Какими средствами создается образ
лирического героя? Как метафора помогает выразить чувства героя? Близок ли
образ лирического героя к образу пушкинского в стихотворении «Пророк»? отчего
возникает у героя чувство «пронзительной боли»?
2.«Стреноженные
молнии». Определить тему стихотворения. Какими словами автор характеризует молнии и какими – путы? С
какой целью автор использует разные по стилю слова? С чем сравниваются молнии и
с чем – путы? Какую роль в этом стихотворении играют вопросительные
предложения? Как помогают раскрыть образ лирического героя?
3.«Я
чувствую…» . о чем поэт размышляет в стихотворении? Как антитеза «живое –
искусственное» помогает понять размышление поэта о времени? С кем сравнивает
себя лирический герой? В чем трагизм лирического героя?
4.«Ношусь
в пустотах космических…». В чем заключается
своеобразие раскрытия темы любви в этом стихотворении? Почему герой
несчастлив? Что разделяет его и любимую? С чем и с кем сравнивает себя герой?
5.«Я
не узнал свое отраженье в воде». Найдите в стихотворении антитезы («запыленный
автобус» - «живая криница»; «невзрачный застенчивый юноша» - «тонкомордый стройный
олень»). В чем заключается трагедия лирического героя?
6.«Стою на планете…». С чем ассоциируется «румяное
краснощекое яблоко»? Какой образ лирического героя возникает перед вами? Кому
нужно и понятно то, чем занимается герой стихотворения? Для чего используется
рефрен в этом стихотворении? Зачем нужна последняя строчка в стихотворении? Что
помогает понять? Что вызывает слезы у героя?
|