Создание
поэтического клипа
(на
материале стихотворения Марины Цветаевой «Август – астры…»)
Стихи
растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная
в семье,
И на венцы и
на апофеозы -
Один ответ:
- Откуда мне сие?
Мы спим – и
вот, сквозь каменные плиты
Небесный
гость в четыре лепестка.
О мир,
пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды
и формула цветка.
Цель:
развитие ассоциативного мышления в процессе создания поэтического клипа
Задачи:
·
Провести лингвостилистический анализ
поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.
·
Развивать ассоциативное (образное) мышление учащихся как непременное условие в
работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в
восприятии произведения как явления искусства.
·
Воспитывать уважение к поэтическому
мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать,
видеть, воспринимать прекрасное
Ведущие методы: метод проектов, эвристический,
исследовательский, метод творческого чтения.
Ведущие приемы: эвристическая
беседа, , работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность,
аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.
Актуализация
Есть идеи, которые витают в воздухе. Например, соединение в
искусстве чего угодно с чем угодно (человечество занимается этим на протяжении
всей своей истории) или визуализация искусств невизуальных. Вот стали доступны
неплохие цифровые видеокамеры — и частное лицо в состоянии снять и смонтировать
небольшой фильм. Звучит стихотворение — что может видеть зритель на картинке?
Первый вариант — называемое (прямая иллюстрация). Второй — нечто, ассоциативно
связанное со звучащим текстом. Третий — поэта, читающего стихи. Четвертый —
специально созданный арт-объект (картинку, фотографию, инсталляцию, в пределе —
мультфильм). Пятый — текст стихотворения (сами буковки). Какие варианты
реализованы? Все! Причем зачастую — почти все в рамках одного стихотворения,
через довольно быстрый монтаж. Видится довольно жесткий рецепт возможного
успеха поэтического клипа. Во-первых, необходимо хорошее стихотворение:
видеоряд не должен играть роль подпорки. Видеоряд в лучших клипах
является одной из возможных интерпретаций стихотворения.
Третье условие удачи — подчеркнутый аскетизм видеоряда. опереться в культуре?
По-моему, да. Ну, гениально исполненное и гениально снятое в "Иронии судьбы”
стихотворение А.Кочеткова "С любимыми не расставайтесь”. Поэзия расширяет свои
границы, становясь трехмерной, визуальной, интерактивной – и бог знает еще
какой, даже представить пока трудно. Евгений Бунимович, глава Центра творческих
проектов, на презентации "Поэзии в мобильном” рассказал о том, как в Китае в
честь какого-то праздника люди собираются и рисуют мокрыми кисточками стихи на
нагретом солнцем асфальте. Красивые сами по себе иероглифы и вложенный в них
поэтический смысл живут всего несколько минут, но именно эта быстротечность
заставляет ощутить "дух поэзии”, ее природу. Возможно, именно союз с новыми
технологиями способен дать современной поэзии шанс вернуться из узких кругов
клубных завсегдатаев к "народу”, широкому читателю, потерянному, казалось,
безвозвратно с распадом советской литературной системы.
Конечно, поэзия не должна идти на поводу ни у читателя, ни
у компьютера или другой умной машинки. Но всегда стремиться к небывалому и
сверхновому – это ведь совсем в ее духе, в этом секрет ее вечной молодости и
актуальности. И если как-нибудь из любопытства она захочет вступить в союз,
скажем, с архитектурой мостовых конструкций – значит, она свято верит в
вечность своего слова
Формальный признак видеопоэзии — это
комбинация стихов и видео. Это перевод стихотворения на видеоязык. Это
современная поэзия, соединенная с современными формами кино, видео- и
медиаарта.
Видеопоэзия — не просто способ донести
стихотворение до аудитории, ориентированной на визуальное восприятие. Лучшие
образцы жанра демонстрируют, что из сочетания поэтического текста и видео
рождается новое, синкретическое произведение искусства.
План
урока
1. Лингвостилистический анализ
стихотворения Марины Цветаевой «Август – астры…»
2. Создание поэтического клипа
3. Презентация работ
4. Подведение итогов. Обращение к
эпиграфу.
Лингвостилистический анализ
стихотворения Марины Цветаевой
Август
– астры,
Август
– звезды,
Август
– грозди
Винограда
и рябины
Ржавой
– август!
Полновесным,
благосклонным
Яблоком
своим имперским,
Как
дитя, играешь, август.
Как
ладонью, гладишь сердце
Именем
своим имперским:
Август!
- Сердце!
Месяц
поздних поцелуев,
Поздних
роз и молний поздних!
Ливней
звездных -
Август!
- Месяц
Ливней
звездных!
Работа в группах: анализ
стихотворения по строфам.
Вопросы к первой группе:
Назовите
стилистическую фигуру речи, использованную в этой строфе. Какой эффект
создается с помощью нее?
(анафора,
делающая акцент на слове «август», создающая восторженное, одическое настроение)
С
какими понятиями ассоциируется слово «август»? (Финал лета, изобилие,
щедрость).
Какие
же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем
ассоциируется август в первой строфе? (С астрами, со звездами, с гроздьями
винограда и рябины). В чем заключается смысл этих ассоциаций? (астры – осенние
цветы, по форме напоминающие звезды, в переводе с греческого – это и есть
звезды, август ассоциируется с астрами, потому что эти цветы символизируют
щедрый урожай лета, растительный образ природы
- земная физическая красота; ассоциация со звездами – красота небесная,
космическая; словом «грозди» поэт
объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина,
кроме того август в этом соединении противоречив: сладкий виноград и горькая
рябина).
Комментарий
в помощь учащимся:
В.И.Даль
называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии
вироград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий
в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях.
Стихотворение
Цветаевой «Рябина»:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая,
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина -
Судьбина
Какие
вкусовые ассоциации связаны с виноградом и рябиной?
Чем
можно объяснить употребление слова «грозди» , а не «кисти»?
Определите
смысл эпитета «ржавый»?
Вопросы ко второй группе:
Назовите
ассоциативные образы второй строфы.
(Ребенок, играющий яблоком, имперское яблоко, имперское имя, сердце).
Как
вы понимаете значение эпитетов к слову яблоко?
(«полновесный» - тяжелый, сильный,
«благосклонный» расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный,
любвеобильный, имперский – величавый, царственный, гордый, красивый).
Что
символизирует яблоко? (рай, вечная молодость)
Какой
характер месяца «август» создается при помощи сравнения «как дитя, играешь август»?
(своенравность, безрассудство, беззаботность, упоение жизнью).
Почему
август – имперское имя? (Октавиан Август – римский император, В 27 году
(считающимся годом основания Империи), после победы в гражданских войнах, сенат
преподнес ему почетный титул «Август» (лат. Augustus, от глагола лат. augere —
увеличивать, то есть «возвеличенный богами» или «тот, кто возвеличил
государство»).
Определяется
ли лирическое содержание всей строфы последним стихом? ( август – жизнь
сердца).
Вопросы к третьей группе:
Какие
образы раскрывают смысл «жизни сердца»?
Почему
поцелуи поздние? (Торопись, лови каждое
мгновение
любви,
ничто не повторяется!).
Почему
Цветаева вводит образ «роз»?
(Роза
– цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое
красивое,
волшебное, самое дорогое!)
какие
у вас рождаются ассоциации к слову «роза»? (Алая,чайная. Благоухающая, нежная,
трепетная).
Осязательные?
(Бархатистая, ласковая...).
Отвлеченные?
( Загадочная, таинственная...).
Почему
и молнии – поздние? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж).
С
каким еще образом связан месяц август? (Со звездными ливнями).
Почему Цветаева завершает стихотворение этой
метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого,
недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную
примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда
можно загадать желание и оно исполнится).
Выводы:
«Закон
звезды и формула цветка»... А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная
и божественная – вот что такое поэзия.
Это
стихотворение о щедрости земли и Бога по отношению к
человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней;
о жизненных озарениях; о том, что
величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому,
небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений.
|