Суббота, 30.11.2024, 00:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Уроки

    Создание поэтического клипа

    Создание поэтического клипа

    (на материале стихотворения Марины Цветаевой «Август – астры…»)

                                       Стихи растут, как звезды и как розы,

                                       Как красота – ненужная в семье,

                                       И на венцы и на апофеозы -

                                       Один ответ: - Откуда мне сие?

     

                                       Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты

                                       Небесный гость в четыре лепестка.

                                       О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

                                       Закон звезды и формула цветка.

    Цель: развитие ассоциативного мышления в процессе создания поэтического клипа

    Задачи:

    ·         Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.

    ·         Развивать  ассоциативное (образное)  мышление учащихся как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в восприятии произведения как явления искусства.

    ·         Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное

    Ведущие методы:  метод проектов, эвристический, исследовательский, метод творческого чтения.

    Ведущие приемы: эвристическая беседа, , работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.

    Актуализация 

    Есть идеи, которые витают в воздухе. Например, соединение в искусстве чего угодно с чем угодно (человечество занимается этим на протяжении всей своей истории) или визуализация искусств невизуальных. Вот стали доступны неплохие цифровые видеокамеры — и частное лицо в состоянии снять и смонтировать небольшой фильм. Звучит стихотворение — что может видеть зритель на картинке? Первый вариант — называемое (прямая иллюстрация). Второй — нечто, ассоциативно связанное со звучащим текстом. Третий — поэта, читающего стихи. Четвертый — специально созданный арт-объект (картинку, фотографию, инсталляцию, в пределе — мультфильм). Пятый — текст стихотворения (сами буковки). Какие варианты реализованы? Все! Причем зачастую — почти все в рамках одного стихотворения, через довольно быстрый монтаж. Видится довольно жесткий рецепт возможного успеха поэтического клипа. Во-первых, необходимо хорошее стихотворение: видеоряд не должен играть роль подпорки. Видеоряд в лучших клипах является одной из возможных интерпретаций стихотворения. Третье условие удачи — подчеркнутый аскетизм видеоряда. опереться в культуре? По-моему, да. Ну, гениально исполненное и гениально снятое в "Иронии судьбы” стихотворение А.Кочеткова "С любимыми не расставайтесь”. Поэзия расширяет свои границы, становясь трехмерной, визуальной, интерактивной – и бог знает еще какой, даже представить пока трудно. Евгений Бунимович, глава Центра творческих проектов, на презентации "Поэзии в мобильном” рассказал о том, как в Китае в честь какого-то праздника люди собираются и рисуют мокрыми кисточками стихи на нагретом солнцем асфальте. Красивые сами по себе иероглифы и вложенный в них поэтический смысл живут всего несколько минут, но именно эта быстротечность заставляет ощутить "дух поэзии”, ее природу. Возможно, именно союз с новыми технологиями способен дать современной поэзии шанс вернуться из узких кругов клубных завсегдатаев к "народу”, широкому читателю, потерянному, казалось, безвозвратно с распадом советской литературной системы.

    Конечно, поэзия не должна идти на поводу ни у читателя, ни у компьютера или другой умной машинки. Но всегда стремиться к небывалому и сверхновому – это ведь совсем в ее духе, в этом секрет ее вечной молодости и актуальности. И если как-нибудь из любопытства она захочет вступить в союз, скажем, с архитектурой мостовых конструкций – значит, она свято верит в вечность своего слова

    Формальный признак видеопоэзии — это комбинация стихов и видео. Это перевод стихотворения на видеоязык. Это современная поэзия, соединенная с современными формами кино, видео- и медиаарта.

    Видеопоэзия — не просто способ донести стихотворение до аудитории, ориентированной на визуальное восприятие. Лучшие образцы жанра демонстрируют, что из сочетания поэтического текста и видео рождается новое, синкретическое произведение искусства.

    План урока

    1.      Лингвостилистический анализ стихотворения Марины Цветаевой «Август – астры…»

    2.      Создание поэтического клипа

    3.      Презентация работ

    4.      Подведение итогов. Обращение к эпиграфу.

     

    Лингвостилистический анализ стихотворения Марины Цветаевой

    Август – астры,

    Август – звезды,

    Август – грозди

    Винограда и рябины

    Ржавой – август!

     

     

    Полновесным, благосклонным

    Яблоком своим имперским,

    Как дитя, играешь, август.

    Как ладонью, гладишь сердце

    Именем своим имперским:

    Август! - Сердце!

     

     

    Месяц поздних поцелуев,

    Поздних роз и молний поздних!

    Ливней звездных -

    Август! - Месяц

    Ливней звездных!

     

    Работа в группах: анализ стихотворения по строфам.

    Вопросы к первой группе:

    Назовите стилистическую фигуру речи, использованную в этой строфе. Какой эффект создается с помощью нее?

    (анафора, делающая акцент на слове «август», создающая восторженное, одическое настроение)

    С какими понятиями ассоциируется слово «август»? (Финал лета, изобилие, щедрость).

    Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины). В чем заключается смысл этих ассоциаций? (астры – осенние цветы, по форме напоминающие звезды, в переводе с греческого – это и есть звезды, август ассоциируется с астрами, потому что эти цветы символизируют щедрый урожай лета, растительный образ природы  - земная физическая красота; ассоциация со звездами – красота небесная, космическая;  словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина, кроме того август в этом соединении противоречив: сладкий виноград и горькая рябина).

    Комментарий в помощь учащимся:

    В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии вироград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях.

    Стихотворение Цветаевой «Рябина»:

     

                                                       Рябину

                                                       Рубили

                                                       Зорькою.

                                                        Рябина -

                                                        Судьбина

                                                        Горькая,

                                                        Рябина -

                                                        Седыми

                                                        Спусками.

                                                         Рябина -

                                                         Судьбина

    Какие вкусовые ассоциации связаны с виноградом и рябиной?

    Чем можно объяснить употребление слова «грозди» , а не «кисти»?

    Определите смысл эпитета «ржавый»?

    Вопросы ко второй группе:

    Назовите ассоциативные  образы второй строфы. (Ребенок, играющий яблоком, имперское яблоко, имперское имя, сердце).

    Как вы понимаете значение эпитетов к слову яблоко?

     («полновесный» - тяжелый, сильный, «благосклонный» расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный, имперский – величавый, царственный, гордый, красивый).

    Что символизирует яблоко? (рай, вечная молодость)

    Какой характер месяца «август» создается при помощи сравнения «как дитя, играешь август»? (своенравность, безрассудство, беззаботность, упоение жизнью).

    Почему август – имперское имя? (Октавиан Август – римский император, В 27 году (считающимся годом основания Империи), после победы в гражданских войнах, сенат преподнес ему почетный титул «Август» (лат. Augustus, от глагола лат. augere — увеличивать, то есть «возвеличенный богами» или «тот, кто возвеличил государство»).

    Определяется ли лирическое содержание всей строфы последним стихом? ( август – жизнь сердца).

    Вопросы к третьей группе:

    Какие  образы раскрывают смысл «жизни сердца»?

    Почему поцелуи  поздние? (Торопись, лови каждое мгновение

    любви, ничто не повторяется!).

    Почему Цветаева вводит образ «роз»?

    (Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое

    красивое, волшебное, самое дорогое!)

    какие у вас рождаются ассоциации к слову «роза»? (Алая,чайная. Благоухающая, нежная, трепетная).

    Осязательные? (Бархатистая, ласковая...).

    Отвлеченные? ( Загадочная, таинственная...).

    Почему и молнии – поздние? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж).

    С каким еще образом связан месяц август? (Со звездными ливнями).

     Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).

    Выводы: «Закон звезды и формула цветка»... А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная и божественная – вот что такое поэзия.

    Это стихотворение  о  щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о жизненных озарениях;  о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений.

     

     

     

    Категория: Уроки | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 2376 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 SergRox  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/stati/>распространенность и преимущества сварки</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024