Суббота, 21.09.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Уроки

    Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

    Образ романтического героя поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

    Цели урока: показать особенности образа романтического героя в поэме Лермонтова, совершенствовать навыки анализа художественного текста; совершенствовать  навыки рассуждения на литературную тему; формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

    Ход урока.

    I.     Постановка учебной задачи.

    1.  Определить особенности образа романтического героя в поэме «Мцыри»; выявить средства создания образа романтического героя.

    II.Беседа  по материалу прошлого урока.

    1. Актуализация теоретико-литературных понятий, изученных на предыдущих уроках.

    Сегодня на уроке мы будем говорить об образе романтического героя поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри». В формулировке темы я выделила два слова. Почему? Можно ли в общих чертах определить особенности образа героя, зная, что произведение относится к романтическому направлению в литературе и является поэмой?

    Назовите эстетические принципы романтизма.

    Особенности романтического направления в литературе.

    1.   неудовлетворенность будничной серой жизнью (несправедливость, зло, безобразие; нет необыкновенного, героического).

    2.   далекие экзотические страны и народы; далекое прошлое (жизнь прекрасная, героическая, осмысленная).

    3.   пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

    4.   сильная, яркая личность, активная, благородная, воодушевленная одной великой целью, готовая на все ради ее осуществления; самое ценное – человеческая личность.

    5.   трагическая судьба героя.

    2 Актуализация целей урока.

     Назовите первого русского поэта - романтика. Назовите наиболее известный образ в его творчестве. Какой идеал поэта воплощен в этом образе?

    Вспомните  романтического героя поэмы  А.С. Пушкина «Братья-разбойники». Какая авторская идея воплощена в его образе?

    Сегодня на уроке мы должны определить, в чем особенность романтического героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

    Вспомним, какими средствами создается образ романтического героя.?

    III. Работа с текстом художественного произведения.

    Какими средствами создается образ героя?

    Работа в группах.

    Сейчас мы проведем исследование художественного текста поэмы. Определим особенности композиции произведения, роль пейзажа, дадим характеристику речи героя, найдем языковые средства. К какому результату мы должны прийти?

    Чтобы наша работа была более эффективной, мы разбились на группы.

    1 группа исследует композицию поэмы, определяет ее особенность, отвечает на вопрос: как композиция помогает раскрыть образ героя?

    (карточка №1. Определить особенности композиции поэмы. Каким образом композиция поэмы помогает раскрыть характер героя?

    На какие части можно условно разделить поэму?

    Что представляет собой большая часть произведения?

     Как это помогает раскрыть характер героя?

    Исповедь: завязка (почему совершает побег), развитие действия (что совершается во время побега), кульминация (самые яркие события, в которых наиболее ярко раскрывается характер героя:

    – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его?

    – Какая черта характера им двигала?

    – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой?),

      развязка (почему счастье невозможно, почему в финале появляется образ рыбки)

    Сформулируйте краткий ответ: какие черты характера героя раскрываются через композицию произведения.)

    2 группа отвечает на вопрос: как изображение природы позволяет понять натуру героя.

    (карточка №2 Определить роль пейзажа в поэме.

    Как раскрывается характер Мцыри в сцене грозы?

    Как воспринимает он природу ночью, когда совершает побег (8 и 9 главы). Какие чувства испытывает?

    Какой ему видится та же ночь, когда он понимает, что не знает, куда идти (15 глава) какие теперь испытывает чувства?

    Прекрасна ли земля, которую видит Мцыри? Какая картина дня возникает перед вами? (11 глава). Что видит, что слышит герой? Как воспринимает природу?

    Как изменяется изображение дня в 22 главе? Почему?

    Какие чувства испытывает в этот момент?

    Назовите художественный прием, использованный автором.

    Сформулируйте краткий ответ: какие черты характера героя  раскрываются через пейзаж?)

    3 группа исследует речь героя.

    (карточка №3. Охарактеризовать речь героя.

     Охарактеризуйте речь Мцыри.  Какие стилистические фигуры речи (риторические вопросы, восклицания, обращения) использует в своей речи? Что волнует, тревожит Мцыри? Какие вопросы его мучают? Что заставляет его восклицать? Когда возникли у него эти вопросы?  Какова речь героя? Что можно сказать о характере самого Мцыри, как он проявляется в его монологе? Ответил ли Мцыри на свои вопросы? Какова позиция автора? Как бы вы ответили на эти вопросы?

    (обратите внимание на 3, 4, 5, 6, 8, 15, 16, 18, 21, 26 главы).

    Сформулируйте краткий ответ: какие черты характера раскрываются в речи героя? )

    4 группа найдет языковые средства выразительности, использованные в поэме.

    (карточка №4 Роль языковых средств выразительности в создании образа  романтического героя.

    Найдите языковые средства выразительности в тексте поэмы (обратите внимание на 3, 6, 11, 15, 21, 22 главы).

    Однообразные или разнообразные средства использованы?

    Объясните некоторые из них (3 - 4 наиболее выразительно раскрывающие характер Мцыри, на ваш взгляд). С кем себя сравнивает Мцыри в начале исповеди и в конце? (9 и 23 главы) Почему? Какие средства использует в описании природы? (6, 11 главы) как это характеризует Мцыри?

    Сформулируйте краткий ответ: как раскрывается характер героя через средства выразительности?)

    Каждая группа должна представить развернутый ответ, подтверждая текстом,  и сделать краткий вывод.

     

    IV.  Средства создания характера героя:                Характер героя:

    ·         композиция произведения;                           стремящийся к свободе,

                                                        отказывающийся от смирения, покорности судьбе,

                                                                             жаждущий деятельности

     

    ·         пейзаж;                                                          страстный, чувственный

    ·         языковые и стилистические  средства;     поэтическая душа, одинокий

     

    ·         речь героя.                                       гордый человек,  сложная мучающаяся натура

     

    V.  Общие выводы урока.

    На предыдущих уроках мы определили средства создания романтического образа. На этом уроке вы убедились, что и образ Мцыри создается этими же средствами. В чем же заключается его особенность? Отличается ли образ Мцыри  М.Ю. Лермонтова от романтических героев других  поэтов-романтиков? Почему?

    VII. Домашнее задание.

    1 вариант. Подготовить устное сочинение на тему: "Свободолюбивый характер Мцыри”.

    2 вариант. Поэма «Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения и покорности судьбе. В чем смысл жизни человека? Для чего он появляется на свет? Для покорности обстоятельствам или борьбы за лучшее? Лермонтов показывает свой выбор. Подумайте над этим вопросом и вы.

    3 вариант. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы «Мцыри».

     

    Категория: Уроки | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 4635 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 2.0/2
    Всего комментариев: 2
    2 StevenNut  
    0
    Thanks! It a superb site!
    Вижте и страницата ми

    https://upscadvisor.co.in/members/janessamcewen9/ трафик на сайта

    =777?

    1 StevenNut  
    0
    Great looking site. Think you did a bunch of your very own coding.
    Вижте и страницата ми

    https://wizdomz.wiki/wiki/User:JermaineVance3 копирайтър

    =777?

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024