Суббота, 21.09.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
...
Уроки [6]
Видеоматериал к урокам [26]
Аудиоматериал к урокам [12]
Подготовка к ЕГЭ [7]
Творческие работы учащихся [1]
Статьи [7]
Программы, проекты [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Цыбиковой Надежды Валерьевны
    Главная » Статьи » Уроки

    Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"

    Своеобразие художественного мира Н.В. Гоголя

    (на материале повести «Ночь перед Рождеством»)

    Цель: раскрыть своеобразие художественного мира  повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (единство всех вещей и явлений), мастерство писателя-живописца.

    Задачи:

    ü  Дать понятие гармонии гоголевского мира;

    ü  Сделать анализ языковых средств (сравнение,  метафоры, олицетворения);

    ü  Обратить внимание на прием детализации;

    ü  Подготовиться к осчинению-сравнению вещей, явлений и человека;

    ü  Прививать внимательное отношение к художественному  слову;

    ü  Развивать образное мышление;

    ü  Прививать эстетический вкус.

    Чудно устроено на нашем свете!

    Все, что ни живет в нем, все силится

    перенимать и передразнивать

    один другого…

    Н.В. Гоголь.

    1. Объявление темы и целей урока. Подготовка к восприятию. Чтение отрывка из повести (подготовленное наизусть). Беседа по прочитанному отрывку, ориентированная на эмоциональное восприятие. Работа над понятиями олицетворение и сравнение. На чем основано сравнение неживых предметов с живыми? Сравнение – уподобление вещей. Вещи становятся похожими друг на друга. Привести примеры.

    2.  Работа в группах.

    Группа 1 – «Охотники». Задание: найти эпизоды с чертом.

    Вопросы для обсуждения: с кем и с чем сравнивается черт? Какой у черта, на ваш взгляд, характер?

    Группа 2  - «Следопыты». Задание: найти «след» слова чудо (однокоренные слова, синонимы).

    Вопросы для обсуждения. Что называют чудом герои повести? Слово чудо – многозначное или однозначное? Есть ли в повести чудесные, фантастические эпизоды?

    Группа 3 – «Исследователи». Задание: найти сравнения, сравнительные обороты в указанных фрагментах повести. 1 группа: люди и животные. 2 группа: пейзаж. 3 группа: живое и неживое.

    Вопросы для обсуждения: какие предметы и явления сравнивает автор? В чем необычность сравнения? Для чего сравниваются?

     Итоги работы в группах:

    Слайд №1

    «Охотники»         

    Немец, губернский стряпчий, трубочист, мужик, франт, кухмистр, баба, ягненок, инструмент .

    Вывод: внешне непохож на всех (наших), характер обычный (наш), неопрятный, грубоватый, легкомысленный, слабый, жалкий, управляемый

    Слайд №2 Исследователи»  - 1 группа

    Люди и животные: кума – корова, дядя – толстый бык, городничий  - козел, Чуб – кабан, Дьяк – поросенок.

    Вывод: Сравнения с животными позволяют представить внешность человека и раскрыть черты его характера.                          

    Слайд №3

     «Исследователи»  - 2 группа

     Пейзаж: «весело смеющаяся ночь», «снег метался взад и вперед сетью…», «снег загорелся широким серебряным полем…»

    Вывод: Природа – действующее лицо, активный участник событий

               «Исследователи» – 3 группа

           Живое и неживое: «вишь, какого человека кинуло в мешок!»; «…не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки!»; «вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот»

     

    Вывод: Люди часто ведут себя, как колбасы, -  оказываются в глупом положении, а в поведении вареника можно угадать торопливого и  глупого человека.

    Слайд  №4

     «Следопыты»:  Чудно устроено на нашем свете!…ночь – чудо. Нет, хороша я! Ах, как я хороша! Чудо! Чудная девка! Вишь, какое диво! Чудно снова показалось кузнецу, когда он понесся в огромной карете…

    Вывод:  Все, что совершается в повести, -  обыкновенное чудо. В мире бывают чудеса! (особенно под Рождество)

    4. Общий вывод: в художественном мире повести все вещи и явления подобны друг другу, похожи друг на друга.

    Слайд № 4

    Обращение  к эпиграфу урока: Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого…

    5. Чтение отрывка из статьи В.В. Набокова «Человек и вещи»:

    Человек - подобие Божие, вещь - подобие человеческое. Человек, который делает вещь своим Богом, уподобляется ей. Тогда получается полный круг: вещь, Бог, человек, вещь…Автомат в некотором роде наиболее похож на человека. Его толкнешь - он отвечает. Ему лапку подмаслишь, он доставляет тебе приятность. Даешь ему плату, он выдает тебе товар. Но и во всякой другой вещи - я чувствую известное сходство с человеком. Чернильница на меня глядит одним черным глазом с блеском в зрачке. Часы, стоящие на без десяти два, напоминают лицо с усами Вильгельма5 , часы, стоящие на двадцать минут восьмого, напоминают лицо с усами, опущенными вниз по-китайски. Между круглым стеклянным колпаком лампы и лысой головой мыслителя, налитой светящейся мыслью, есть успокоительное сходство. Словами, которые мы употребляем для именованья различных частей нашего тела, окрестили мы части вещей, орудий, машин, уменьшая эти существительные, как будто говорим о наших детях. "Зубчики, глазок, ушко, волосок, носик, ножка, спинка, ручка, головка". Я точно окружен маленькими уродцами, и уже кажется мне, что зубчики часов грызут время, что ушко иголки, воткнутой в занавеску, подслушивает, что носик чайника, с капелькой застывшей на кончике, сейчас хморкнет, как простуженный человек. А в предметах побольше, в домах, поездах, автомобилях, фабриках, человеческое нечто становится иногда поразительно неприятным. В шварцвальдских деревнях есть насмешливые дома: оконце в крыше удлинено наподобие хитрого глаза. Чрезвычайно глазастые бывают и автомобили - благо мы даем им не три, не один, а именно два фонаря. Немудрено, что в наших сказках вещи и впрямь оживают.

    6. Домашнее задание: найти в окружающих нас вещах сходство с людьми; написать сочинение (сказку, рассказ).

    7. Объявление итогов урока.

    Категория: Уроки | Добавил: aldari (14.04.2013)
    Просмотров: 2262 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт создан в системе uCozCopyright MyCorp © 2024