Тема: Душечка?
Душечка! Душечка…
Характеристика
литературного героя рассказа А.П. Чехова
«Душечка»
Цели урока:
·
сформировать
представление о героине чеховского рассказа «Душечка»;
·
развивать
творческое воображение;
·
воспитывать художественный
вкус.
Задачи:
·
вспомнить
средства создания характера литературного героя;
·
анализ
композиции рассказа;
·
анализ жестов
героини рассказа;
·
анализ эпизода
рассказа.
Метод обучения:
интерактивный
Ход урока:
1.
Организационный
момент.
Целевая
установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и
создание установок на конкретный вид деятельности). Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной
деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала.
2.
Характеристики
литературного героя.
Беседа.
- Вспомнить
средства характеристики литературного персонажа (портрет, речь, жесты, имя,
композиция, средства выразительности и др.)
- Сегодня на уроке мы будем использовать
композицию, жесты и анализ эпизода.
Работа
в группах. Анализ композиции рассказа.
Беседа
- Что такое
композиция художественного произведения? Назовите известные вам виды композиции.
Задание
1.
Нарисуйте особенности композиции в виде геометрической
фигуры. Объясните, почему вы выбрали
именно эту фигуру. Какова особенность композиции рассказа? Представьте себе,
что вы режиссеры фильма. Создайте живую
статичную картину по мотивам чеховского рассказа, иллюстрирующую каждую часть
рассказа. Отображают ли ваши живые иллюстрации нарисованную вами фигуру?
Выступление
учащихся
Работа
в группах. Анализ эпизода.
Задание
2.
Вашему вниманию
предлагаются фрагменты фильма «Душечка», поставленного режиссером Сергеем
Колосовым в 1966 году. Этот фильм
звуковой, но мы намеренно сделали его немым, для того чтобы вы попробовали себя
в роли актеров, озвучивающих фильм.
Для этого
необходимо понять, какой эпизод отражен во фрагменте, какие герои участвуют в
этом эпизоде.
Выступление
учащихся.
Просмотр
фрагментов фильма со звуком.
Задание
3.
Проверьте,
правильно ли был понят вами этот фрагмент? Как вам удалось понять, о каком эпизоде рассказа идет речь?
Обратите
внимание на внешность героини: прическу, платье. что происходит в эпизоде? Как
ведет себя героиня в эпизоде? Дайте
оценку поведению героини.
Работа
в группах. Анализ жестов.
Беседа
- Что такое
жест? Какова его функция в художественном произведении?
Задание
4.
Найдите в первой
и последней частях рассказа жесты героев.
Разыграйте
небольшие сценки, повторив жесты героев.
Подумайте, как еще можно было бы повести себя
в подобных ситуациях?
Выступление
учащихся.
Просмотр
последнего эпизода фильма.
Задание
5.
Отличается ли Душечка в просмотренном вами
эпизоде от той Душечки, которую показали вы? Какой вы ее увидели в фильме? Почему
режиссер решил отступить от текста? Согласны ли вы с ним? Предполагает ли
чеховский текст такую трактовку образа Душечки? Пересмотрите этот фрагмент
рассказа.
Беседа
- Вернемся к
теме нашего урока. Какие знаки препинания вы бы поставили на месте пропусков?
Прокомментируйте свой ответ.
- Прочтите
высказывания о Душечке и сделайте свой вывод.
Душечка –
безликая раба своих привязанностей? (Горький М.);
Душечка –
непостоянное, беспринципное существо? (Ленин В.И.);
Душечка – воплощение истинного
предназначения женщины? (Толстой Л.Н.).
Выступление
учащихся.
3.
Итог урока. 2 мин
- Сегодня на
уроке мы исследовали текст художественного произведения, используя приемы
театрализации, просмотрели фрагменты
фильма С.Колосова по мотивам рассказа и пришли к выводу о многозначности образа
и произведения, возможности разного понимания и толкования, что и является
свойством творений высокого искусства.
4.
Домашнее
задание:
Напишите
сценарий понравившегося вам эпизода.
|