Текст 1.
Это было
на оккупированной немцами территории в Орловской области. В деревеньке
произошла стычка немцев с партизанами. После перестрелки партизаны отошли в
лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый
пункт. Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками,
остался лежать тя жело раненный немецкий солдат. Без сознания, стонет. И вот
задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? Добить? Но разве они
способны на такое? Оставить так, пусть сам «доходит»? Но ведь человек всё-таки.
Каково слушать его пред смертные стоны? В конце концов они, сжалившись,
затащили его в избу, дали попить. (Он - таки через несколько дней пришёл в
себя. Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он
враг, оккупант. Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто
по-человечески выхаживать. Каждое существо, которому помогаешь, не вольно и
неизбежно привязывает к себе. И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали
привязываться к раненому. Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой
войны расцвёл цветок милосердия. И когда при новой перестрелке партизан и
фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти
как родного. Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны,
интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход
этого эпизода.
В.
Солоухин
Текст 2
На свете,
на всем белом свете — а уж на что он велик! — не было комнаты чище бабушкиной.
Все, что от природы было блестящим, — блестело; все, что было старо и
поизносилось от времени, — сияло старостью, прилежной штопкой и великой
чистотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскал в комнате бабушки
одну-единственную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и
чистой.
Кроме
поповских чашей с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки,
оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еще
два предмета на удивленье: рабочий столик и каминные часы.
Рабочий
столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не
ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и
участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать
бабушкина белая и худенькая рука. И были в столике иголки всякого размера и
нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике
столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге,
и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое
отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти
письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод. По правде сказать,
писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной
маркой получено было на днях — от внука, которого бабушка не видела двадцать
два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова должна была
именно сегодня в два часа. Поэтому и надела бабушка с утра новый и свежий
кружевной чепчик.
И еще, как
сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого
размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром
в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса и каждую четверть, все
по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как
это было устроено — знал только мастер, которого, конечно, давно не было на
свете, потому что часам было больше ста лет. И все сто лет часы шли непрерывно,
не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти.
М. Осоргин
Текст 3
Небо заволокло злыми тучами, дождь
печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с
расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую
улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
"Ну что такое наша жизнь? – рассуждал
он в унисон с плачущим небом.
– Что она такое? Книга какая-то с массой
страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что
она нам дана? Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! А
выходит наоборот.
Слез больше, чем смеха...»
Иудин вынул правую руку из кармана и
почесал затылок.
"Н-да, – продолжал он задумчиво, – в
плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле
они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего,
спрашивается, для чего?"
Он вынул левую руку и скорбно провел ею по
лицу.
"А ведь как легко можно было бы
помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. Вот, например, идет
богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный
гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно
выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное
лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе
дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... мишура!.."
– Что вам, Семен Иваныч?
– Да вот затрудняюсь оценить костюм.
По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. Говорит:
детишки больны, лечить надо.
– И шесть рублей будет многовато. Больше
пяти не давайте, иначе мы так прогорим. Только вы уж осмотрите хорошенько, нет
ли дыр и не остались ли где пятна... "Нда-с, так вот она – жизнь, которая
заставляет задуматься о природе человека. За богатым катафалком тянется
подвода, на которую взвалили сосновый гроб. Сзади нее плетется, шлепая по
грязи, только одна старушонка. Эта старушка, быть может, укладывает в могилу
сына-кормильца... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая
сидит в карете? Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… Что
там еще? "
– Шубку старуха принесла... сколько дать?
– Мех заячий... Ничего, крепка, рублей
пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... "Где же, в
самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
Иудин прижал лоб к холодному стеклу и
задумался. На глазах его выступили слезы – крупные, блестящие… крокодиловы
слезы. (А.П.Чехов)
Текст 4
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат
беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко
поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к
стене и горячо продолжал:
– (3)Сам
посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.
(5)Главное
– сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину,
отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым.
(8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает
на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко
всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен,
менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому
факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то,
что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и
стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем
одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это
сумасшествие?
(12)Брат
обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13)Я
скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. –
(15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это
ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был
на войне, ты видел – объясни мне.
-
(19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
- (21)Мне
так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не
вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный,
слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к
фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься
фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся
и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах
человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью
всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто
забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26)Мне
надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как
ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как
взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27)Брат
позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из
моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет
к моему столу, и я приготовился работать.
(29)Моя
радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать
чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём
этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев)
Текст5
Мне
вспомнилась одна поездка в трамвае. Тогда в трамваях еще были кондукторы. В
нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста.
На
остановке в вагон села компания молодых людей и несколько рабочих с текстильной
фабрики, где только что кончилась смена. Все пассажиры взяли билеты, а молодые
люди из этой компании билетов брать не стали. Кондукторша подошла к ним:
— Оплатите
проезд.
Трое
отвернулись. Один, нахально улыбаясь, сказал: «Проездной у меня. Туда и
обратно» — и захохотал. Пятый полез в карман, достал монету, а когда
кондукторша протянула за ней руку, поднял монету к потолку.
— Что же,
бабуля, ты не даешь мне билета? Я деньги приготовил! Допрыгни!
Компания
загоготала.
Кондукторша
снова повторила:
— Оплатите
проезд!
Но молодые
люди продолжали издеваться над пожилой женщиной.
Мы ехали
во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на помощь вожатого, а когда
попробовала позвонить в звонок, чтобы остановить трамвай, парень, который был
заводилой, заслонил звонок спиной.
Пассажиры
стали увещевать хулиганов:
—
Постыдились бы!
Но
увещевания только подзадоривали безобразников.
— Вы
что-то сказали? Ты, шляпа, к тебе обращаюсь! Ты что — контролер? А не контролер
— помалкивай в тряпочку!
Человек в
шляпе замолчал. На его лице появился страх. Он знал, на что бывают способны
такие компании.
У меня
кровь бросилась в голову, и, еще не зная, что сделаю в следующую секунду, я
шагнул к хулиганам.
Но меня
опередили. Немолодой мужчина подошел к заводиле:
— А ну,
марш от звонка!
Тот начал:
— А тебе
что, папаша, на...
Договорить
он не успел.
«Папаша»
так двинул его плечом, что тот отлетел в сторону. Кнопка звонка была нажата. В
моторном вагоне задребезжал звонок. Трамвай резко остановился.
—
Извините, товарищ кондуктор, — сказал «папаша». — Откройте дверь. Мы сейчас
наведем порядочек.
Дальше все
происходило, как в кинокартине, где торжествует справедливость. Поднялись все
мужчины, ехавшие в вагоне, в том числе и преодолевший свой испуг «человек в
шляпе», и негодяев, мгновенно утихнувших, вышвырнули из вагона. Приземляясь в
осенней луже, они верещали:
— За что?
Хулиганы!
Вагон
тронулся. «Папаша» сказал:
— Видывали
таких. Трусы!
Он прав.
Хулиганы всегда трусы — их «геройство» гроша ломаного не стоит. Они измываются
над окружающими, красуются, пока не почувствуют твердого отпора. (С.Львов)
|